На исходе Ливонской войны в 1581 году Псков стал местом решительного сражения между польским королем Стефаном Баторием и Иваном Грозным. Баторий привел огромную армию, состоящую в основном из поляков, венгров и немцев, а также "солдат удачи" из других европейских государств: французов, англичан и др. Не смотря на отличное вооружение и профессональные навыки, они не смогли сломить оборону Пскова и вынуждены были топтаться под его стенами около полугода.
В это же время, интервентам сильно досаждали обитатели Псково-Печерского монастыря в котором был небольшой гарнизон служилых людей, монахи и мирные жители, укрывшиеся за его стенами. Так же как и жители Избрска, Гдова и Юрьева они нападали на вражеских фуражиров, но это им "прощалось". Однако когда печерцы разорили два больших обоза и "побили немного" три сотни литовских воинов, которые везли домой добычу и пленных, терпение Батория лопнуло. Кстати к этому моменту в плену у монахов было уже около 30 немцев, венгров и литовцев.
Солдаты Батория были измотаны тяжелыми боями в Пскове, поэтому он послал командира немцев Георга Фаренсбаха разведать насколько тяжело будет захватить монастырь. Удача улыбнулась немцам. Они захватили врасплох отряд кавалеристов из монастыря, ищущих фуражиров и разогнали их. Окрыленный победой Фаренсбах доложил королю, что ров у монастыря небольшой, палисадов (защитные стены в виде частокола) и естественных преград нет. Можно брать!
Получив в свое распоряжение немецкую пехоту и три тяжелые пушки, в предвкушении победы Фаренсбах начал осаду Печерского монастыря. Очень быстро артиллерия разрушила часть стены и немцы пошли в атаку в образовавшийся пролом. Они также взошли на одну башню и стали спускаться вниз. Среди них были элитарные немецкие воины Вильгельм Кетлер, сын брата герцога Курляндии Гаспар и Рейнгольд Тизенгаузен.
О дальнейших событиях сохранились свидетельства обеих противоборствующих сторон. Немцы утверждали, что лестницы под ними "вдруг подломились" под тяжестью солдат. Другие же не смогли пробиться в пролом, так как он был слишком тесен, а им противостояла целая толпа русских. В Печерской летописи же эти события описаны по другому. Защитники принесли на место пролома древнюю икону Успения Богородицы: "иноки, и небольшое число воинов ... вооружившись ... бились с ними с третьего часа дня и до ночи, и прогнали их с позором. Воеводу же Кетлера и некоторых немцев взяли с ним в плен".
Поражение произвело большой эффект. Взбешенный Баторий послал к монастырю еще немцев и 500 венгров во главе с известным военноначальником Борнемиссой и 4 тяжелыми пушками. "Храбрые" венгры за 2 дня разрушили одну из стен до земли. После этого осаждавшие атаковали. Немцы и венгры не любили друг друга и конкурировали между собой, пытаясь показать королю, что именно они лучшие воины. Поэтому их нападения не были согласованы.
Первый приступ печерцы отбили огнем из пищалей и закидав нападавших камнями. Во второй приступ одни нападавшие взобрались по лестницам на башню у ворот, а другие выламывали сами ворота. Но:
Господь ... тогда и женам немедля дал храбрость, и малым детям, одни заряжали пищали и подавали их мужчинам, другие оружием врага со стен спихивали, иные же воду кипятили с нечистотами и лили ее за стену на воинов, лезущих по лестницам на крепостную стену. Так что и эти были побеждены и повержены. И тем и другим немцам и венграм не было числа, а остальные убежали, посрамленные ("Повесть о Псково-Печерском монастыре", редакция 1603 года)
Пораженные этим иностранцы, объясняли успех "московитов" колдовством и заклинаниями. Они видели в монастыре седого старца на лошади, который указывал русским как организовать оборону.
«Когда били мы из орудий по стене и стену разбили, то после этого видели днем и по ночам некоего старца с седыми волосами, то ходившего, то ездившего на коне, наставляющего и показывающего, где в проломах на стене нужно делать укрепления. И много по нему стреляли мы, и ни одного раза не могли попасть»
Русские же объясняли свой успех защитой Господа, Богородицы, Святого Николая и святых отцов, погребенных в монастыре, которые являлись на поле битвы в образе мужей в белых одеждах с горящими свечами в руках. В итоге, интервенты так и не смогли захватить монастырь и пробыли под его стенами до подписания мирного договора между Баторием и Грозным.