Сначала вы даже не понимаете, ЧТО перед вами. Страницы заполнены диалогами между учителем и учениками, докладными и директивными циркулярами, письмами подруге, перепиской между учителями, отрывками из школьных сочинений, записками учеников. Каким-то непостижимым образом все эти обрывки складываются в книгу о кипучей, ежедневно меняющейся и наполненной десятками событий жизни американской школы.
Этот хаотичный набор из приказов, впечатлений, разговоров в сто раз интереснее любого привычного романа! Первая страница - дверь в 304-ый кабинет. Она ведет в школу Калвина Кулиджа. Вы попадаете туда в первый рабочей день Сильвии Баррет и уйдете только по окончании первого семестра. На дворе 60-е годы двадцатого века.
«Отношения учителя с учеником – это что-то вроде хождения по канату»
Сильвии Баррет достались 243 школьника, класс особо отстающих и классное руководство над 42 учениками. В кабинете, где она ведет классные часы, не хватает парт и разбито окно. Дети вынуждены сидеть на подоконниках или стоять у стены.
Романтичные стремления учителя языка и литературы предсказуемо разбиваются о правду жизни. Дети не любят и не хотят читать. Они бросают школу. Устраиваются на работу, чтобы помочь семье. Для некоторых школьные завтраки – единственное, что они едят в течение дня. Они не верят учителям и ненавидят школу.
Справится с этим молодой красивой Сильвии помогает вера в учеников, поддержка опытной учительницы Беатрисы Шехтер и чувство юмора.
Для начала она установила в своем классе ящик для пожеланий, куда ее ученики бросают записки. В них много критики, личных переживаний и мало настоящих имен. Типичные подписи: Неудачник, Ваш рваг (это не ошибка), Мистер Х, Нервный, Ястреб.
Идут дни, меняется отношение к учительнице, происходит много смешных, нелепых и трагичных событий. И все это отражается в записках.
«Как нам нужно, чтобы они нас понимали, и в то же время мы не можем быть слишком близкими»
Сильвия одерживает первые победы. Ученики записываются в библиотеку, изучают мифы и поэзию, продираются сквозь тексты «Одиссеи» и «Юлия Цезаря» У. Шекспира. Кто-то передумал бросать школу. Кто-то поверил в себя. Толстушка начала худеть. Особо отстающие написали поэму, когда Сильвия со сломанной ногой лежала в больнице.
И только Джо Ферроне остался для всех фигурой со знаком вопроса. За отношениями между молодой учительницей и бунтующим подростком мы наблюдаем весь роман. Эта борьба за доверие и понимание видна всем в школе. Девочки думают, что Ферроне влюблен в Сильвию, мальчики считают обратное. Единственная встреча, состоявшаяся после уроков, описана настолько пронзительно и искренне, что переворачивает все в душе. Но не дает окончательных ответов.
Бел Кауфман удалось создать роман, в котором у учителя и учеников равные права на высказывание своей точки зрения. Прошло столько лет. А дети по-прежнему ищут тех, кто будет их любить и понимать. Как взрослые по-прежнему ищут дорогу к сердцам детей.
Знаете, что меня потрясло больше всего, когда я стала перечитывать эту книгу? Я забыла, что она состоит из великого множества кусочков! У меня в памяти прочно остались события, эмоции, которые я пережила. Осталась цельная история.
Спасибо Бел Кауфман за уникальный роман! Который был написан только потому, что автор истратила аванс, выданный издателем, и поставила себя в безвыходное положение )))))
Р.S. Когда я впервые читала книгу, то радовалась, что у нас все по-другому. Сегодня я думаю, что через 10 лет наши школы могут стать такими, как в романе «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
А что школа дала Вам? Были в ней учителя, изменившие Вашу жизнь?