В школе презрительно относятся к пословице: «Повторенье-мать учения». О причигнах поговорим чуть позже, сначала поговорим о вреде, который приносит такая «забывчивость» старого, и о том, как вернуть основу основ в процесс обучения. Начнём с 1 класса. Букварный период, формируются элементарные навыки списывания текста.
Что тут сложного? Все семьи через это проходили. И вот вдруг через несколько лет наблюдаются ошибки, которые все списывают на невнимание, на нестарательность, ругают ребёнка, а потом и устраивают «выволочки» подросткам. А на мой взгляд, неверно учили списывать.
Предлагаю самим провести эксперимент. Посадите ребёнка (любого возраста) и попросите списать любой текст. Сядьте напротив и молча наблюдайте за глазами. Если он после каждых 2 букв смотрит в книгу – значит, пока не переУчите, грамотно писать не будет. Ладно, не буду обобщать, но скорей всего, ваш ребёнок входит в эту группу (думаю, процентов 80).
Что происходит? Ребёнок не привык задумываться над значением слова, а значит, не видит его состав, от чего оно произошло ( а это невероятно интересная игра), у него в сознании не объединяются звук и смысл, мозг работает только на разрозненные буквы. Кроме этого, теряется смысл речи. И, как следствие, возникает отвращение, потому что без понимания, радости открытия учёба немыслима.
Что делать? С самого раннего, букварного, периода, учить списывать, запоминая слово, повторяя его вслух, и записывать, по возможности, не глядя в книгу или постепенно сокращая количество "заглядывания", с медленным проговариванием (тянуть звук, соответствующий прописываемой букве, пока не напишет). Ко мне приводили детей с самым разным уровнем успеваемости, и я заметила, что, если ребёнок не может писать грамотно, начинать надо с этого.
Это старинный приём – и это именно то, что обусловливало поголовную грамотность в старой школе. И хоть дома разрешайте не молчать во время списывания! Пусть вслух "жужжит"! У многих больше развита именно слуховая память.
Помнят ли учителя о старом и добром репродуктивном методе? Заданий с повторением стесняются на уроках. А как же не стесняться, если в учебниках великими учёными написано: «Основным и важным преимуществом данной технологии является экономность. Что это значит? Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель за короткое время и без особых усилий передает внушительный объем знаний и умений. При этом учащиеся быстро воспринимают новую информацию, параллельно отрабатывая ее на практике. Такой метод гарантирует прочное усвоение знаний. Репродуктивный метод великолепно реализуется там, где учебный материал носит больше информативный характер. При этом у учащихся блокируются самостоятельное, творческое мышление .
Ужас и кошмар! Загубим детей!
Да почему все забывают, что прежде чем построить здание, надо выкопать простой прямоугольник – котлован и вывести первые ряды – основу дома! Крыша, красивая и креативная – последнее, когда дом твёрдо стоит и сможет удержать крышу.
А я по опыту знаю, что именно по причине нехватки времени на повторение или неиспользования этого метода принципиально дети не знают образцы рассуждений, сочинений, логики теорем и описания природных явлений. Когда я училась, почти каждый должен был проговорить, ПОВТОРИТЬ логическую цепочку теоремы, поэтому и сейчас разбуди – проговорим важные элементы. А ведь это основа логического мышления. А теперь на уроке коротко дают представление сразу о нескольких теоремах, положениях без логики рассуждения, которые вообще трудно запомнить без понимания, да ещё такое количество!!
Пренебрежение повторением, репродуктивным методом в итоге неожиданно для педагогов-теоретиков привело к утрате способности мыслить.
Проведите ещё один эксперимент. Разберите, решите вместе задачу – и дайте задание самостоятельно решить, записать и объяснить. Опять-таки, я рада за тех, у кого это получится с первого раза. Но, уверяю, вы вдруг осознАете, что дети, тихо и внимательно слушая вас , не запоминают и не "выносят" и половины. И они не так уж и виноваты. Этот навык должен закладываться в начальной школе, где иногда для учителя, к сожалению, самое главное- тишина и красивости на уроке.
«Тупое» повторение ограничивает воображение ребёнка? Я вас умоляю! Во-первых, не всем оно дано по разным причинам. Во-вторых, и это главная причина: сначала в голове должна «зацепиться» определённая логическая цепочка с необходимыми и правильными речевыми оборотами (ну и что, что это клише, шаблоны и т.д.) и их последовательностью. И только потом, может быть, через год или больше, когда осознАет, как надо строить высказывание на ту или иную тему, ребёнок и сам сможет изменить какую-то фразу, выйти за данные рамки. А так мы требуем быть креативными, составлять проекты, не показав им, не проанализировав, не проговорив ни одного образца – и возмущаемся отсутствием результата! К сожалению, забываем, что даже одиннадцатиклассников ещё надо УЧИТЬ! А мы к ним – с меркой, соответствующей уровню молодого учёного, писателя.
Призываю вернуть на уроки многократное повторение ( количество повторов, конечно, должно варьировать в зависимости от уровня развития). И не бояться этого!
Это тема неоднозначная. Приглашаю к дискуссии.
На эту тему полезные статьи из числа моих публикаций:
Мучает, что ребёнок очень плохо учится? Попробуйте так!
Объясните! И ошибок не будет! (слова из КИМов №9)
У ребёнка проблемы с правописанием? Кажется, что он пишет, не думая? Попробуйте так!