Найти тему
Alt Kleio

Луи Жоффруа-Шато. "Неполеон покоряет мир" (1836). Главы III-IV.

Иллюстрация взята из открытых источников
Иллюстрация взята из открытых источников

Луи Жоффруа-Шато. "Неполеон покоряет мир" (1836). Любительский перевод Ait Kleio. Главы III-IV. Отъезд Армии из Москвы и Битва под Великим Новгородом

ГЛАВА III.

ОТЪЕЗД АРМИИ.

Французская армия появилась перед Москвой раньше, чем ожидали русские. Так что вместо того, чтобы найти ее в пепле, огонь едва начался, когда она прибыла. Военные запасы не могли быть израсходованы, и в этом городе все еще находились

огромные ресурсы, где великая армия могла отдыхать и ждать своего подкрепления.

Однако Государь, не желавший пускать время напрасно и желавший воспользоваться еще благоприятным временем года, приказал отбыть на 20 сентября и, собрав совет, решил, что армия пойдет на Петербург.

Утром 20-го Великая армия, к которой пришли соединиться корпуса князей Евгения Богарне и Юзефа Понятовского, начала марш в количестве ста шестидесяти тысяч человек и четырехсот артиллерийских орудий. Перед отъездом она была

свидетельницей последних вздохов Москвы. Это огненное море пожирало себя, и пульсирующий город лишь вздымал кое-где свои контуры на пепле в вихрях дыма. Император, показывая его пренебрежительно и в последний раз войску, сказал:

«В России осталась только одна столица, так пойдем же туда»

ГЛАВА IV.

БИТВА ПОД НОВОГОРОДОМ.

Всем дивизиям французской армии, разбросанным по разным русским провинциям, был отдан приказ идти по дороге из Москвы в Петербург. Сорок тысяч пруссаков и австрийцев присоединились к императору в Волокламске. Далее дивизии Груши и

Латур-Мобура присоединились к корпусу короля Неаполитанского, в состав которого они входили, а за ними шли войска Итальянского королевства и Германского союза.

Именно на пути к Петербургу 23-го произошло сражение под Клином, а 26-го — под Тверью, в котором русские потеряли пять тысяч человек. На следующий день другая дивизия французской армии под командованием генерала Монбрена снова нанесла им поражение у Старицы. В этом последнем деле генерал Монбрен был сражен насмерть и немедленно заменен генералом Коленкуром.

Тем временем огромная армия, все еще победоносная и насчитывавшая уже 250 000 человек, с большой быстротой продвигалась к Петербургу. Со своей стороны, император Александр призвал к себе все силы империи. Королевский принц Швеции

Бернадот, его союзник, присоединился к нему с тридцатью тысячами шведов. Кроме того, он получил из балтийских портов подкрепление из двадцати пяти тысяч англичан. Он сосредоточил эти грозные силы в Новогороде и окрестностях, укрепил этот город и ждал с армией, по крайней мере равной по численности французской армии, императора Наполеона, продвигавшегося от побед к победам на этом величественном пути двух русских столиц.

7 октября, около полудня, при безоблачном солнце две большие неприятельские армии увидели друг друга и развернулись друг напротив друга. Но движение этих огромных сил длилось долго, наступила ночь, и Бог отложил до завтра свое решение судеб Европы.

Наступил следующий день, 8 октября, и произошло великое сражение. Какая битва! и какая победа! Европа, мир знает их, и было бы бесполезно давать какие-либо другие подробности, кроме тех, которые продиктовал сам император в быстром бюллетене, который мы собираемся привести здесь.

ВЕЛИКИЙ АРМЕЙСКИЙ ВЕСТНИК.

«Новогород, 9 октября 1812 года.

«День 8 октября будет славным среди всех дней славы.

«Великое войско оправдало ожидания, сражение под Новгородом навеки иллюстрирует это.

«Триста тысяч русских, шведов и англичан заняли позиции под стенами города и на равнине, которая ему предшествует, по направлению к дороге на Тверь*.

«Французская армия численностью 250 000 человек заняла всю левую сторону дороги и три холма, возвышающиеся над Новгородом.

«Бой начался в девять часов, в четыре часа вечера все было кончено.

«Шестьдесят тысяч человек неприятельской армии погибли, более семидесяти тысяч попали в плен, остальные утонули в озере или рассеялись перед нами.

«Около двух часов маршал Келлерман во главе своей дивизии был ранен пушечным ядром в живот и скончался на поле боя.

«Император Александр и маршал Бернадот, стоявшие на одной из возвышенностей, справа от дороги, были повернуты корпусом генерала Компана и взяты в плен.

«Из двадцати пяти тысяч англичан лишь две тысячи избежали смерти.

«Великая армия потеряла около шести тысяч человек и восемь тысяч была ранена.

«Император двинулся на Санкт-Петербург, взяв с собой царя и бывшего королевского принца Швеции.

«Вражеская армия потеряла английского главнокомандующего, трех фельдмаршалов и двадцать два генерал-офицера.

«Нам есть о чем сожалеть вместе с маршалом Келлерманом, храбрым генералом Фрианом и несколькими другими генералами.

«Генералы Груши и Рэпп были ранены.

«Солдаты! ваша храбрость и поведение были замечательны, я благодарю вас.

«Наполеон.»

Таков был этот бюллетень, верное и еще смутное выражение чудес того дня; Давно история не предлагала такой катастрофы, и этой катастрофы двух государей, попавших во власть победителя.

Государь, не соизволив их видеть, быстро продолжал свой поход с войском на Петербург; именно там он хотел разобраться со своими врагами.

*В оригинале - Тверия