Найти в Дзене
Роккульт

Что такое интерполяция и как она отличается от сэмпла? Разбираемся на интересных примерах

Оглавление

За всю историю музыки мир получил огромнейшее культурное наследие, не использовать которое практически невозможно. Существует несколько способов отдать дань уважения хитам прошлого в современных творениях.

The Beatles одним из первых использовали интерполяцию в своей песне
The Beatles одним из первых использовали интерполяцию в своей песне

Прямой плагиат, конечно, среди них не числится – воровство и есть воровство. Некоторые артисты прибегают к сэмплированию, то есть, берут фрагмент существующей песни и вставляют его в свою. Однако это не самый простой процесс, ведь для использования чужого труда необходимо получить разрешение и, конечно, заплатить автору солидную сумму денег.

Иногда музыканты используют интерполяцию, то есть, берут уже имеющуюся мелодию и на ее основе сочиняют новую. Если говорить о практической стороне вопроса, то такой вариант для артиста проще и дешевле: он должен получить разрешение (читай: заплатить) только владельцу того материала, с которым работает (музыка или текст). В случае с сэмплами придется уговаривать еще и лейбл, и издателя, которые также обладают правами на песню.

Несмотря на это, сэмплы в песнях встречаются чаще, а иногда их путают с интерполяцией, поскольку в ряде случаев заимствованные элементы переделывают не слишком тщательно, и они все равно слишком хорошо узнаваемы и очевидны. Давайте разберемся на примере нескольких известных примеров интерполяции.

The Beatles – All You Need Is Love (1967)

Марсельеза и не только

All You Need Is Love – это один из самых ранних примеров интерполяции в популярной музыке. Песня начинается с фрагмента французского гимна «Марсельеза», а также содержит элементы из In The Mood Гленна Миллера 1939 года, Chanson D’Amour Уэйна Шэнклина 1958 года.

Большая часть интерполяций оказалась в самом конце песни, когда музыка начинает затухать. Здесь можно расслышать фольклорную британскую песню Greensleeves, Invention No. 8 Баха и даже песню The Beatles She Loves You. Последняя появилась в результате импровизации Джона Леннона во время репетиций. Он также экспериментировал с интерполяцией Yesterday и She’ll Be Coming ‘Round the Mountain, но Маккартни уговорил его включить в студийную запись только фрагмент She Loves You.

Ava Max – Kings & Queens (2020)

Bon Jovi – You Give Love a Bad Name (1986)

Bonnie Tyler – If You Were a Woman (And I Was a Man) (1986)

В 1986 году у Бонни Тайлер вышла песня If You Were a Woman (And I Was a Man), автором которой стал Десмонд Чайлд.

Сонграйтер не был доволен умеренным успехом композиции в чартах (в Европе трек вошел в десятку, а вот в США занял лишь 77 место из 100), поэтому в том же году переписал ее вместе с Bon Jovi, и так появилась You Give Love a Bad Name. В исполнении команды из Нью-Джерси трек возглавил Billboard Hot 100, так что, видимо, Чайлд не пожалел, что переделал трек с Джоном Бон Джови и Ричи Самборой.

В марте 2020 года американская певица Ава Макс выпустила песню Kings & Queens, одним из авторов которой также стал Десмонд Чайлд, и в ней также есть интерполяция композиции Бонни Тайлер.

Erasure – Love to Hate You (1991)

Gloria Gaynor – I Will Survive (1978)

При написании Love to Hate You участники Erasure Винс Кларк и Энди Белл черпали вдохновение из диско-музыки и в итоге дошли до интерполяции одного из главных хитов той эпохи – I Will Survive Глории Гейнор. Переделанный фрагмент звучит в проигрыше после припева.

Кстати, элементы из I Will Survive также использовали два участника Wu-Tang Clan на своих сольных альбомах. У Method Man интерполяция песни Гейнор слышна в начале Release Yo’ Delf (текст и мелодия), а у U-God – в Enter U-God.

Интерполяцию фрагмента из I Will Survive также можно услышать в песне Робби Уильямса Supreme с альбома Sing When You’re Winning 2000 года.

Robbie Williams – Millenium (1998)

Nancy Sinatra – You Only Live Twice (1967)

В песне Робби Уильямса заимствование из композиции Джона Барри You Olny Live Twice весьма очевидное, однако экс-участник Take That не копировал элементы один-в-один, чтобы не платить отчисления автору и прибегнул к использованию интерполяции.

You Only Live Twice в исполнении Нэнси Синатры стала заглавной песней к одноименному фильму про Джеймса Бонда, который Робби Уильямс называет в числе своих любимых кинолент.

Amy Winehouse – Tears Dry on Their Own (2006)

Marvin Gaye & Tammy Terrell – Ain’t No Mountain High Enough (1967)

Большая часть альбома Уайнхаус Back to Black содержит отсылки к мотаун-звучанию, но в Tears Dry On Their Own отсылка прямая – к хиту Марвина Гэя и Тамми Террелл Ain’t No Mountain High Enough.

Стала ли песня Эми популярнее, чем у Гэя и Террелл? Если судить по чартам, то нет. Mountain добралась до 19 строчки Hot 100, тогда как Tears в чарт вообще не попала, зато заняла свое место в национальном британском хит-параде.

Не самая популярная песня Kraftwerk стала основой для трека Coldplay
Не самая популярная песня Kraftwerk стала основой для трека Coldplay

Coldplay – Talk (2005)

Kraftwerk – Computer Love (1981)

Третий сингл с альбома Coldplay 2005 года X&Y построен на основе мотива из песни Kraftwerk 1981 года.

На форумах до сих пор спорят о том, является ли это образцом интерполяции или простым сэмплированием, что в очередной раз доказывает, насколько тонкая может быть грань между этими явлениями. Talk заняла всего 86 место в чарте Hot 100, в то время как Computer Love в хит-парад не попала.

Portugal. The Man – Feel It Still (2017)

The Marvelettes – Please Mr. Postman (1961)

Вокальная мелодия, прославившая песню Feel It Still, впервые сделала свое дело более, чем за 50 лет до релиза хита Portugal. The Man.

Мелодия также ввела в чарты песню группы The Marvelettes Please Mr. Postman и сделала коллектив одним из самых популярных герлзбендов тех времен. Кстати, первая строчка в Feel It Still – это тоже интерполяция, только уже текста песни Селены Гомес Hands to Myself 2016 года.

Kanye West – Hell of a Life (2010)

Black Sabbath – Iron Man (1970)

Можно сколько угодно говорить о непримиримой вражде рока и рэпа, но то, что артисты последнего жанра зачастую с уважением относится к тем, кого принято считать их соперниками, это факт. Так, в 2010 году Канье Уэст построил свой трек Hell of a Life на основе хита Black Sabbath Iron Man.

Здесь прослеживается не только музыкальная интерполяция, но и текстовая – у Уэста появляется строчка «have you lost her mind», а у Black Sabbath – «has he lost his mind». Слова вполне простые и незамысловатые, так что чтобы понять связь между песнями, придется послушать (переслушать?) обе.

Drake – Champagne Poetry (2021)

The Beatles – Michelle (1965)

Рэперы вообще очень любят использовать интерполяцию и сэмплирование в своих композициях, и вот еще один пример, когда популярный в этом жанре артист обратился к классике рока. В одной из песен с последнего альбома Certified Lover Boy Дрейка повторяется строчка из хита Michelle ливерпульской четверки.

На этом же альбоме артист неоднократно сэмплирует треки коллег по цеху, но преимущественно работающих в одним с ним жанре.

Aloe Blacc – The Man (2014)

Elton John – Your Song (1970)

Первый крупный хит Алоэ Блэка позаимствовал мелодию и ключевую строчку (you can tell everybody) из легендарного трека сэра Элтона Джона Your Song. Блэк повторяет эту фразу неоднократно на протяжении песни, а партию бэк-вокала исполняет госпел-хор.

В истории Элтона Джона были и более успешные в чартах песни, хотя Your Song стала абсолютной классикой по мнению слушателей. Интересный факт: обе композиции заняли 8 строчку в Billboard Hot 100.

Автор: Катерина Гафт

Какие еще примеры заимствований в музыке вы можете вспомнить?

Читайте также: