Найти тему
ПОД СТУК

Как ведётся учёт израсходованной энергии на тягу (электричество и солярка), и как это влияет на зарплату машинистов?

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, поезда ездят не на «бесплатной» солнечной энергии, а на вполне себе «платном» электричестве и дизельном топливе. На обеспечение нужд железной дороги по всей стране уходит колоссальное количество электроэнергии. Причём различают тяговые и нетяговые потребители.

Первое - это расход на непосредственное движение поездов, электроэнергия, поступающая из контактного провода, расходуется на создание магнитного поля в тяговых электродвигателях, под воздействием которого вращается ротор, энергия вращения которого передаётся на колёсные пары.

К нетяговым потребителям относятся депо, станции, вокзалы, системы СЦБ. На всё это также уходит много электроэнергии. Однако, в этой статье затронем тему того, как считают расход энергии на каждом отдельном локомотиве. Начнём с электровозов.

trainpix.org | Автор: Владик
trainpix.org | Автор: Владик

Как считают расход электроэнергии на электровозах?

Итак, на каждом электровозе, а если он двух-трёхсекционный, то, соответственно, на каждой секции, устанавливаются электрические счётчики, которые регистрируют расход электроэнергии за поездку. Вообще, на локомотиве может быть установлено вплоть до трёх счетчиков.

Первый счётчик регистрирует расход энергии непосредственно на тягу. Второй счётчик устанавливается на локомотивах, оборудованных рекуперативным торможением, он считает возврат энергии обратно в контактную сеть. И третий устанавливают на пассажирских локомотивах, он фиксирует расход электричества на отопление пассажирских вагонов.

Немного остановимся на рекуперации. Каждый электродвигатель обладает свойством обратимости. Он может быть как электродвигателем (на него подаётся ток, благодаря которому создаётся магнитный поток, вращающий ротор), так и электрогенератором (ток вырабатывается благодаря вращению ротора).

trainpix.org | Автор: А.Тимохин
trainpix.org | Автор: А.Тимохин

Так вот, суть рекуперативного торможения заключается в следующем: тяговые электродвигатели переводятся в режим генераторов, колёсные пары вращаются и передают момент на ротор, вращение которого создаёт ток в обмотке статора. Этот ток возвращается обратно в контактную сеть.

При сдаче локомотива снимаются показания всех счётчиков с каждой секции, после чего эти показания заносятся в журнал технического состояния локомотива (ТУ-152), а также в маршрут машиниста (ТУ-3А). Также эти показания смотрятся и при приёмке локомотива, таким образом, разность этих показаний и будет количеством электроэнергии, израсходованным за поездку.

По ним можно увидеть, экономит ли машинист, или допускает пережог. К слову, использование рекуперативного торможения позволяет сэкономить вплоть до 30% электроэнергии.

trainpix.org | Автор: andrey92
trainpix.org | Автор: andrey92

Как считают расход на тепловозах?

У тепловозов немного иная специфика, ведь энергоноситель, то есть солярку, они возят с собой. Однако алгоритм такой же - при приёмке-сдаче локомотива замерить уровень солярки в баках и записать всё в тот же журнал ТУ-152 и маршрут машиниста (ТУ-3А).

Способов померить остаток топлива в баке есть два. Сбоку на топливном баке расположены топливомерные стеклянные трубки, на которых нанесена градация. В таком случае не требуется останавливать дизельную остановку, достаточно просто посмотреть на трубки и записать их показания. Однако эти трубки могут быть мутными, или, даже разбитыми.

Поэтому есть более надёжный метод. Делается всё с помощью топливных реек, которые можно сравнить с масляным щупом в обычном автомобиле. В дизельном отделении поднимается полик, после чего вытаскивается рейка, по которой и смотрится уровень. Правда, в таком случае, необходимо глушить дизель.

Правда, сейчас на современных тепловозах, скажем на ТЭП70БС, устанавливаются стационарные топливомеры. Там достаточно просто посмотреть на шкалу.

trainpix.org | Автор: Анатолий Нагорнов
trainpix.org | Автор: Анатолий Нагорнов

Как расход энергии или соляры влияет на зарплату машиниста?

Ну, лучше всего на зарплату машиниста повлияет слив солярки за забор, правда рискованное занятие это.. Ну а если серьёзно, то одним из пунктов премии, которую получают машинисты, является уменьшение расхода энергоносителей.

С другой стороны, те машинисты, которые допускают пережог, будь то электрическая тяга или тепловозная, получают взыскание. Могут и контрольную поездку с машинистом-инструктором назначить, для профилактики.

Существуют строгие нормы по расходу энергетических ресурсов, для каждого тягового плеча, вида тяги, массы и длины поезда. Учёт ведется очень строгий, ведь «РЖД» платит очень большие деньги за электроэнергию и горюче-смазочные материалы.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-5