Найти в Дзене

Рецензия на фильм «Дюна». Половина песчаного эпоса от Дени Вильнева.

Оглавление

Начало

Самый желанный фильм этого года, экранизацию которого ждали фанаты несколько лет – «Дюна». Неужто это тот фильм, который мы заслужили? Поймет ли фильм человек, не ознакомившись с первоисточником? Угодил ли Вильнев фанатам романа? Как человек прочитавший книгу скажет вам: удалась ли экранизация самого популярного научно-фантастического романа.

Хочется сказать, что этот фильм сложно оценить в полной мере, Вильнев экранизировал только половину оригинальной книги потому что ее невозможно уложить даже в 02:35 хронометража. И из-за этого фильм после просмотра чувствуется недосказанным. У фильма нет как такового финала. В этой части мы только знакомимся со вселенной "Дюны" и как она устроена, знакомимся с основными персонажами, и то не со всеми как например с Чани и племенем фрименов (Но об этом позже). Кстати, в одном из интервью Джейсон Момоа (который сыграл в фильме Дункана Айдахо) предлагал выпустить «четырех-шестичасовую версию» картины:

«Это классный фильм. Вы знаете, что им (студии Warner Bros.) нужно делать? Нужно выпустить версию первой половины, которая длится от четырех до шести часов», — сказал Момоа. «Это будет как телешоу. Я не хочу, чтобы фильм укоротили!»

Дени Вильнев прокомментировал предложение Джейсона Момоа сказав:

«Джейсону фильм нравится, он посмотрел его уже четыре раза и после каждого просмотра звонил мне, рассказывал, в каком он был восторге. И если бы мы с (монтажером) Джо Уокером захотели, то смогли бы сделать новую версию длиной в несколько часов, потому что отснял я много. Но финальной будет та, которую покажут в кино. Я никогда не делаю режиссерские версии своих фильмов».

Надо еще сказать, что этот фильм явно никакой-то развлекательный блокбастер. Неподготовленному зрителю может показаться, что фильм очень медленный и скучный. "Дюну" можно отнести частично к направлению «Медленное кино» так как в фильме есть много медленных планов и неторопливый темп как в предыдущей работе Вильнева «Бегущий по лезвию 2049». Надо просто чувствовать и наслаждаться каждым кадром.

Все же, как быть зрителю, не прочитавшему оригинальный роман "Дюна"? И зайдет ли вообще поклоннику книги? Ответы на эти два вопроса весьма неоднозначный, ведь человек, который не ознакомлен со вселенной "Дюны" просмотр фильма будет на много интереснее, так как некоторые сцены смогут его удивить, но с одной стороны после просмотра фильма у зрителя могут остаться вопросы (хотя в фильме все хорошо объясняется что к чему). А для зрителя прочитавшего книгу, вопросов недолжно остаться (максимум пожаловаться что Вильнев вырезал сцены Гарни Холлика с бализетом ), но и фильм для них будет предсказуемым (как в моем случае), ведь фильм почти полностью соответствует сюжету книги. Это не плохо, как раз-таки наоборот, интересно смотреть, наблюдать и находить сходства с первоисточником, посмотреть вообще как видит эту вселенную режиссер. И это виденье режиссера просто поражает, видно с какой педантичностью Дени Вильнев подошел к этому фильму, начиная от каких-то мелких деталей декора до гигантских червей и просторов Каладана и Арракиса в особенности.

Атмосфера и визуал

У Дени Вильнева всегда получалось погрузить зрителя в невероятную атмосферу. Можно взять в пример его другие работы такие как «Прибытие», «Бегущий и по лезвию 2049», «Сикарио» и другие. Дени Вильнев и в этом фильме справляется с погружением зрителя в атмосферу. Хотя у меня есть небольшая претензия по поводу атмосферы в Арракисе. Помимо гигантских червей (хотя они не совсем враги) и Харконненов в книге не раз упоминается один из главных врагов жителей Арракиса – смертельно жаркий климат. Книга делает на это БОЛЬШИЕ акценты. Ведь не зря для того чтобы просто выйти наружу надо обязательно одеть специальный конденскостюм который будет сохранять влагу и воду тела. Чтобы понять насколько имеет значение вода в мире Арракиса, в книге упоминается специальный прибор для сбора Росы. Для фрименов каждая капля воды очень важна. Даже если пустишь слезу, то уже считается для фрименов пустой тратой воды. Думаю, можно понять, как трепетно относятся фримены к воде. А в фильме хоть и люди передвигаются в конденскостюмах и объясняются для чего они нужны, но этому не предают должного значения. В некоторых сценах вообще обходятся и без конденскостюмов. Но скорее всего во второй части Дюны более детально уделят внимание важности воды в Арракисе и об ее значении.

Что насчет других планет? И тут Дени Вильнев смог удивить. Взять, например, планету Каладан, как же искусно Вильнев передал просторы этой планеты. Планета Харконненов — Гьеди Прайм — буквально одним кадром Вильнев показал, как планета просто кишит промышленностью. Планета прям олицетворяет всю сущность самих Харконненов.

Гьеди Прайм
Гьеди Прайм

Даже планету Секундус где воспитываются сардаукары, Вильнев представил необычно и угрожающе.

Космические корабли тоже смогли поразить. Какие же они искусно- минималистичные и завораживающие. Хочу отметить корабль Бине Гессерит он был завораживающим не только благодаря своему виду, но и саундтреку.

Актерский состав

Про актерский состав тут и говорить нечего. Он безупречен и восхитителен. Каждый актер идеально подходит на свою роль. Конечно хочется выделить Тимоти Шаламе сыгравший Пола Атрейдеса, он будто был создан для этой роли. Также мне очень понравилась Ребекка Фергюсон сыгравшая Леди Джессику, тоже как по мне идеальный кандидат на эту роль. Она потрясающе сыграла любящую мать готовую оберегать своего сына любой ценной, оставаясь при этом загадочной как характерно для Бине Гессерит. Порадовал и Джейсон Момоа в отличие от книги его персонаж Дункан Айдахо в фильме появляется гораздо чаще, да и сюжетную линию его Вильнев сделал хоть и краткую, но к персонажу успеваешь привязаться. Так можно и сказать про других персонажей к которым начинаешь сопереживать и привязываться: Герцог Лето (в исполнении Оскара Айзека), Гарни Холлик (в исполнении Джоша Бролина) и другие.

И Харконнены тоже получились величественными и отторгающими одновременно. Стеллан Скарсгард идеальный Владимир Харконнен очень уж его персонаж получился хладнокровно мерзким. И племянник Владимира Харконнена — Рабан (в исполнении Дэйва Батисты) ничем ни лучше своего дяди, тоже жестокий и отторгающий.

-3

Саундтрек

Ханс Циммер в очередной раз дал понять нам в фильме, что он все еще гений и мастер по написанию саундтреков. Сколько же необычных звуков придумал для этого фильма Циммер. Очень гармонично сочетается кадр и саундтрек. В этом фильме вообще считаю, что саундтрек Ханса дополняет фильм, и конечно благодаря саунду получается погрузиться в атмосферу. Практически во всех работах Дени Вильнева всегда его фильмы дополняет отличный саундтрек, взять тот же «Бегущий по лезвию 2049», «Сикарио» и «Прибытие» (в этом фильме вообще местами кажется, что саундтрек внутри фильма).

Сходство с книгой

Было приятно смотреть на происходящее в фильме, видно было как аккуратно и точно у Вильнева получилось экранизировать книгу. Если честно, я даже не ожидал увидеть столько сходств с первоисточником, даже такие детали как книгафильм или конус тишины, Дени Вильнев представляет их интересно. И таких деталей в "Дюне" много и это очень радует как поклонника романа, видно с какой любовью подошел к этому фильму Дени Вильнев.

Чего ждать от второй части?

-4

Конечно, могу делать только предположения опираясь на книгу так как сюжет совпадает. Точно стоит ожидать более подробной истории племени фрименов, про их религию, самой планеты Арракис, становление Пола как предводителя целого племени и больше экранного времени у Чани. Также стоит ожидать появление племянника Владимира Харконнена – Фейда- Рауту. В фильме его не показали и даже не упомянули, скорее всего Дени Вильнев специально приберег его на вторую часть.