Как же так происходит, что рукописи со значительными смыслами, большими идеями, тонкостями души и сознания, оригинальные и философские (по сути повествования или по метафорическому содержимому), оказываются за пределами сегодняшнего литературного пространства. То есть попросту говоря, остаются рукописями, неизданными текстами, либо, если они все же изданы, то не обсуждаются, словно слепое пятно для литературы. Потому что книги нехороши? - НЕТ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ (кому проще видео - записала тут)
- 1. Есть конфликт между постмодерном (когда уже сдохнет) и новым направлением в литературе (смыслы, цели, дух, тонкости сознания и человек-достигающий). Издается постмодерн и его отголоски, метамодерн – слепое пятно.
- 2. Читателей для метамодерна больше, чем для постмодерна, потому что самосознание человека изменилось очень сильно. Но ставку издатели до сих пор делают на постмодерн.
- 3. Писателей метамодерна тоже много. Хороших, сильных, глубоких.
- 4. Нужно изменить парадигму литературного пространства, но в огромном потоке рукописей сложные, тонкие вещи просто не прочитываются – для них нужно время, большой объем знаний, душевный опыт и тонкость восприятия. Как пройдут такие рукописи, в которые нужно вчитаться и подумать, через фильтр тех, кто считает, что рукопись должна на раз и два быть понята? Никак.
Ведь я утверждаю, что постмодерн с его маленьким, жалким персонажем в его бессмысленной, бессюжетной жизни – умер. Где смена? Где хваленый метамодерн (или называйте как хотите) с вопросами смысла, конфликтами духовного перерождения человека, с Человеком с большой буквы, с человеком-Достигающим, а не человеком-Рефлексирующим (отсылаю вас к статьям о признаках новой литературы и метамодерне – ссылки 1, 2 и 3)? «Если бы были эти деятели новой эпохи, разве не заявили бы они о себе громко? Их попросту нет. Нет авторов, кто написал бы такие глубокие книги. Нет читателей, которые их поняли бы и прочитали».
– Такими фразами отмахиваются те, кто не понимает, что происходит не столько в механизме литературного сообщества, сколько в общественной большой проблематике поиска современным человеком смысла вообще. Читатели есть, и книги нового формата тоже есть!
Но ситуация культурная, литературная в частности, до сих пор живет в устаревшей парадигме, где читатели тупые, им нужен экшн и «чтоб попроще»; где художественную книгу (не нонфикш, где это нормально, а художественную) могут издать только потому, что человек имеет массу подписчиков (как мерой таланта вдруг стала способность человека общаться с другими людьми?); где философия, сложные темы, тяжелые конструкции, тонкости метафор и отсылок, темы пробуждения сознания, развития души, поиск человеком высших целей – непродаваемая муть и вообще графомания.
Интересно, миллионы людей платят большие деньги тем, кто рассказывает им о тонкостях работы с мышлением, кто объясняет про бога и смыслы бытия, про изменение реальности и переход на уровень выше – миллионы людей находятся в поиске и реальной работе на духовном пути. Но нам, интеллектуальным, ой, как смешно: давайте посмеемся над инфоцыганщиной, давайте потыкаем пальцем в тупых людей, заигрывающих с иллюзиями разума, давайте отмахнемся от того факта, что огромная волна нового самосознания человечества захватила мир, изменила восприятие человеком своей жизни, своих возможностей, собственной роли в мировых процессах.
Лучше принять за аксиому самого себя, человека, которого волнует, как заработать на поесть, как написать, нарисовать, станцевать что-нибудь, чтобы узнали другие, и вроде как жизнь не просто так, человека, который годами копошится в собственных комплексах, все разрешая себе быть, чего-то там достигает в социальном плане, ха-ха – и вот такую задолбавшую всех, унылую личность предлагать в качестве персонажа очередной унылой книги про то, как все в жизни плохо. Ведь пока сам автор не встретит личность получше такого себя, пока сам автор не узнает нечто большее, он не сможет описать человека побольше самого себя. А узнать автор не хочет, он все отмахивается от мира, который давно ушел вперед, который как может ищет и осуществляет массу сложных вещей. Пусть наивно, пусть смешно, но только они дальше огромной массы авторов! И все эти люди – это готовые читатели метамодерна – нового направления в литературе, которое откровенно, смело, честно рассказывает о душевном поиске, а не о собственной мелкой грязи и влажных фантазиях. Этих читателей миллионы!
А вообще, умные вы, циничные, усмешливые и ограниченные разумом, как тюрьмой, откройте глаза: мир настолько изменился, что просто смешно и нелепо, НАСКОЛЬКО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ ЛИЦО ЛИТЕРАТУРЫ. Все эти усмешечки (о них говорил Д.Ф.Уоллес) лишь о том, что вам и в голову не приходило озадачиться изучением действительности, заморочиться погружением в вопросы реальности. Ведь это удивительно, что религиозные практики, древние обряды, мифы, философские системы – темы для избранных, для единиц – сейчас упрощены и доступны каждому как раз через все эти интернетные каналы. Что жажда принадлежать высшим идеям (бог, революция, наука) жива в обычных людях, что жажда обретать путь – необходимость души.
А теперь скажу, что писателей, для которых выше сказанное не новость – много! Также как и читателей. Я лично работаю с такими авторами. После книги «О чем кричит редактор» я получила просто дикую очередь тех, кто отвечает моим критериям новой литературы. И среди них не было никаких графоманов вообще, а я очень строгий судья, и книг в стопочке «любимое» у меня мало. Я читаю в рукописи интересную, увлекательную метафору духовного пути - поймет ли ее кто-то? - да, если есть опыт такого сознания. Я читаю необычную конструкцию текста, выдержанный ритм - поймет ли кто-то воздействие такой конструкции на мозг? - отмахнется как от сложности. Я читаю юмористическое фэнтези о пробуждении - поймет ли юмор и глубину хоть кто-то? - да, если находится на волне времени, то да. И так далее и тому подобное. Я получаю очередь из талантливых, мощных авторов, которые способны заполнить отмирающее пространство постмодерна. По секрету скажу, у нас никогда бы не издали Гарри Поттера. Во-первых, долго, во-вторых, слишком много сложных смысловых конструкций, в-третьих, о ужас, там все через смерть. Дети такое не пойму-у-ут же, а дети поняли. По всему миру.
Итак, читателей для метамодерна много, писатели книги уже написали. Что же у нас все по-прежнему?
Представьте, что вам надо прочитать очень глубокую книгу, серьезную, со сложной конструкцией – «Улисс», «Идиот», «Обладать», «Фауст» - вы уверены, что с наскоку, в списке массы иных книг вы разберете, насколько сильна такая рукопись, что хватит разума, чтобы разом охватить весь замысел? Да в той системе, где надо прочитывать огромное количество рукописей, при той скорости, что все размывает перед глазами – в издательствах, в премиях, в лит.обзорах – возможно лишь замечать, насколько нескучно читалась книга (экшн), насколько слажено шагали по страницам герои, насколько понятна была задумка автора (с набегу чтоб прочитывалась, то есть настолько простая), и еще, чтобы были отголоски понятного, чтобы было с чем сравнить, потому что в голове есть образцы допустимого, с ними и сравнить удобно. Вы уверены в том, что ваши рукописи в таком режиме читает невероятно глубокий, мудрый человек, который начинен философией и пониманием жизни, ее тонкостей под завязку, и поэтому способен чисто интуитивно распознать новое веяние времени, голос мира и прочее невероятное? – Думаю, если и да, то в редком случае. Нужна тотальная смена парадигмы лит.пространства, критериев литературы и взаимодействия писателя с остальным сообществом. Я не случайно тут распаляюсь, потому что очень четко и внятно прописываю, ЧТО может быть, КУДА идти, КАК отбирать, ЧТО соответствует времени.
Потому что до такой степени нелепо, когда талантливым авторам на острие времени приходится надеяться на удачу, а не на силу таланта. Когда даже изданные сильные, глубокие, тонкие на смыслы авторы остаются в тени, в слепой зоне – ведь ни у кого, кто обладает властью и аудиторией - нет времени прочитать, вникнуть и объяснить, кто хорош и почему. Бла-бла-болтают о книжках, структуре и содержании, и никогда об идеях и острых вопросах, поднятых автором – о единственно важном.
Чтобы в мир пришли авторы, которые могут представлять эпоху, страну, деятелям лит.пространства нужно сменить фокус зрения не на то, какая хорошая книжка (их много), а увидеть книгу в контексте смены самосознания человечества самого себя, увидеть книгу в контексте слома парадигмы времени в целом. И как ни странно, вы поймете, о чем я все время говорю.
______________________________
Анна Гутиева
Книгу "О ЧЕМ КРИЧИТ РЕДАКТОР" можно купить здесь
#современная русская литература #литература #писательское мастерство #писателям #литобозреватель