1 ноября 2021 в США ушёл из жизни в возрасте 77 лет джазовый гитарист Пэт Мартино (Pat Martino).
Он был музыкантом необычной судьбы. Жизнь его делилась на две почти равные части. В обеих частях жизни Пэту пришлось учиться играть на гитаре с нуля.
…Когда действие наркоза закончилось, 36-летний Пэт Мартино открыл глаза и стал удивлённо рассматривать своих родителей и докторов, пытаясь вспомнить хоть кого-нибудь из них.
Несколькими месяцами ранее, в начале 1980 года, узнав, что у него аневризма головного мозга, Мартино согласился на операцию — даже несмотря на то, что врачи предупредили его: он может её не пережить. Следствием операции стала почти полная амнезия. Мало того, что едва узнавал своих родителей, он… совершенно разучился играть на гитаре. А ведь предыдущие 20 лет он был профессиональным гитаристом.
В последующие месяцы и годы Мартино совершил поистине титанические усилия, чтобы вернуться к нормальной жизни. И произошло чудо. Он изучал свои предыдущие альбомы, и с помощью новейших технологий и нечеловеческого усилия воли Пэту удалось восстановить не только память, но и свои фантастические навыки игры на гитаре. Собственные записи стали для него, по его словам, «старым другом, духовным опытом, который остался прекрасным и честным». Первую пластинку после потери памяти Мартино записал только через семь лет после операции, то есть в 1987 г., на «втором дебютном концерте» в Нью-Йорке. Она так и называется — «The Return» («Возвращение»).
Патрик Кармен Адзарра (таково настоящее имя музыканта) родился в Филадельфии в 1944 году. С джазом познакомил его отец, Кармен «Мики» Адзарра, который с успехом пел в местных клубах. Он водил сына по самым главным джазовым точкам города, чтобы он мог увидеть и услышать вживую гитариста Уэса Монтгомери и других великих музыкантов. «Я всегда восхищался своим отцом и хотел произвести на него впечатление. В результате мне серьёзно пришлось заняться творчеством», — говорил Пэт.
Он начал играть на гитаре, когда ему было 12, а в десятом классе бросил школу, чтобы посвятить жизнь музыке. Во время визитов к своему учителю музыки, известному филадельфийскому музыкальному педагогу Деннису Сандоле, Пэт познакомился с другим его учеником — саксофонистом Джоном Колтрейном, который во время разговоров о музыке угощал своего младшего товарища горячим шоколадом.
Помимо встреч с Трейном и Уэсом Монтгомери, чей альбом «Grooveyard» имел громадное влияние на Мартино, он также говорил, что ранним источником вдохновения был для него саксофонист Стэн Гетц: «Когда я был ребёнком, мне казалось, что Гетц понимает в музыке всё».
Мартино активно выступал на филадельфийской поп-сцене: его работодателями были местные исполнители популярных песенок, добившиеся общенационального успеха — все итало-американского происхождения, что было очень характерно для Филадельфии: Бобби Райделл (настоящее имя Роберт Ридарелли) и Фрэнки Авалон (Франческо Аваллоне), а также нью-йоркский итало-американец Бобби Дарин (Роберт Касотто). Первый выездной концерт Мартино состоялся в ансамбле джазового органиста Чарльза Ирланда, товарища по учёбе. Вскоре о феноменальном гитаристе узнал звезда ритм-н-блюза вокалист Ллойд Прайс и позвал его в свою группу, в которой играли также тромбонист Слайд Хэмптон и саксофонист Рэд Холлоуэй.
В 1963 году Мартино переехал в нью-йоркский Гарлем, увлекшись соул-джазом. Концепция органного трио мощно повлияла на ритмический и гармонический подходы Мартино. В его первом трио играли органист Джек Макдафф и барабанщик Дон Паттерсон. В более поздних составах участвовали, например, органист Джин Людвиг и барабанщик Рэнди Гелиспи (1968-69: этот состав записан на концертном альбоме «Young Guns»).
Ставший известным гитаристом ещё до своего восемнадцатилетия, Пэт подписал контракт на сольную запись со знаменитым лейблом Prestige Records в возрасте 20 лет. Его альбомы «Strings!», «Desperado», «El Hombre» и «Baiyina (The Clear Evidence)» признаны классикой соул-джаза.
В 1976 году во время гастролей с собственной группой Joyous Lake у Мартино начались припадки, которые позже диагностировали как проявления врождённой аневризмы мозга (артериовенозная мальформация). Через четыре года он перенёс операцию, после чего долгие годы ушли на тяжёлую реабилитацию. Вскоре после «повторного дебюта» Пэта его родители тяжело заболели, и лишь после их смерти в 1994 году он смог вернулся к полномасштабной работе и записал альбомы «Intercharge» и «The Maker», после чего стабильно выпускал по одному-два альбома в год, главным образом на престижнейшем джазовом лейбле рубежа XX и XXI веков — Blue Note.
В последние десятилетия Мартино жил в родном городе — Филадельфии, и продолжал экспериментировать и создавать первоклассную музыку.
ВИДЕО: трио Пэта Мартино на фестивале в Падуе (Италия), 2018
СЛУШАЕМ сборник записей Пэта Мартино 1974-76 гг. (выпуск 2003, лейбл Timeless)
Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!