Найти тему
MisSova

Почему романы о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве не прошли проверку временем

Оглавление

Лет десять назад были очень популярны серии сначала о Тане Гроттер, а затем о Мефодии Буслаеве. Обе истории начали очень ярко. Да так, что их автору, Емцу, приходили пачки писем с просьбами продолжить историю.

Однако со временем интерес к книгам угас. И если мы сейчас с вами видим всплеск популярности серий о Гарри Поттере, то про Таню и Мефодия вспоминают редко.

Почему же так происходит?

Мефодий и Таня - две когда-то популярные серии, о которых сейчас вспоминают лишь с ностальгией. Коллаж авторский
Мефодий и Таня - две когда-то популярные серии, о которых сейчас вспоминают лишь с ностальгией. Коллаж авторский

Этим летом я решила перечитать сначала серию о Тане, а потом и о Буслаеве. С грустью я смотрела на свои книжные полки (с Мефодием у меня куплено только 7 книг).

Откровенно говоря, я очень боялась, что захочу узнать финал, но так и не смогу этого сделать. Оказалось, что боялась я зря.

Про Таню и Мефодия

Таня Гроттер стала популярной тогда, когда в России выходили последние книги о Гарри. Выходили они редко, раз в несколько лет, а читать хотелось сегодня и сейчас.

Поэтому разнообразные пародии в этот период были очень популярны.

Особенной популярностью пользовался Емец. Возможно тут сыграло на руку то, что он уже на момент публикации был читаемым автором, а возможно - что его публиковало издательство "Эксмо".

А может быть и так, что просто звезды хорошо сошлись.

В любом случае серия о Тане стала очень популярной. Настолько популярной, что начали говорить о переводе романа за рубежом и обсуждать возможность экранизации.

Однако, как мы знаем, звезды не сошлись. Джоан Роулинг подала в суд на Емца, история Тани Гроттер начала сходить на нет. В последних книгах о ней автор начал активно продвигать новую серию - про Мефодия Буслаева.

По сути книги были рассчитаны на одну аудиторию (подростки), написаны в одном жанре (фэнтези), однако у серий были и различия.

Мефодий - более оригинальная история с одной стороны, а с другой - действие в ней происходит в том же мире, что и у Тани. С одной небольшой разницей.

Таня - маг, Мефодий же - страж. Разницу между этими двумя понятиями Емец проводит четко: маги пользуются артефактами (кольцами/палочками), стражам же артефакты не нужны (им это заменяют крылья и дархи).

Стражи более сильные, чем маги и более опасные.

Почему мы зачитывались

Описание достаточно интересное. Ко всему прочему в обеих сериях присутствует определенный стиль: юмор (яркий и достаточно специфический), романтика, приключения и (что самое главное!) различные отсылки к другим произведениям.

Древнегреческие легенды легко соседствуют со скандинавской и древнерусской мифологией.

Отсылки к русской и зарубежной классике также отлично дополняли мир Емца.

Все это приводило к тому, что в тексте с первых строк читатель чувствует себя свободно, потому что ориентируется во многих отношениях между героями и их истории уже заранее.

И все же

Однако несмотря на все эти достоинства я не смогла дочитать серию ни про Таню (последняя книга так и лежит закрытой), ни про Мефодия (прочитала даже меньше, чем куплено книг).

Почему?

Все просто. Книги перестали быть самобытными. Истории мне во многом напоминают сказки Шахерезады: вот только пошло что-то интересное, как наступил конец и нужно браться за новую книгу.

Автор пошел по пути сериалов, когда половина книги состоит из описаний и лишних действий, а развязку читатель может узнать только в следующий раз.

Читать такое тяжело.

Второй момент - провисающие нити сюжета. Например, чтобы понимать какие-то моменты в Тане Гроттер, необходимо прочитать историю Мефодия. И это очень плохо.

Потому что история должна быть целостной сама по себе.

Либо же сюжетная нить вдруг всплывает через несколько книг, но ты просто сидишь в недоумении: и ради этого был весь сыр-бор?

Например, в Тане Гроттер был один достаточно вредный учитель. И долгое время давались намеки на то, что он не просто вредный. У него жизнь была такая. Тяжелая. У него есть тайна, которая многое объяснит.

Тайна оказалась раскрытой спустя 6 или 7 книг. Секрет - учителя в детстве несправедливо обвинили в краже, поэтому он разочаровался в людях.

Или ситуация с дядей Мефодия Буслаева, на жестокой няне которого делался акцент, а в итоге все закончилось скомкано, еле притягивая дядю.

Ну и наконец философствования.

Размышления о жизни, о том, что нужно делать и как - дело хорошее и для литературы полезное. Но не тогда, когда одно мнение подается как единственно верное.

Когда же это мнение занимает большую часть книги (размышления, не события), начинаешь задумываться над тем, стоит ли читать историю вообще.

В конечном итоге эти факторы стали теми основными, благодаря которым я не прочитала всю серию ни в подростковом возрасте, ни сейчас. Думаю, они же и являются той причиной, по которой истории не выдержали проверку временем.

Просто не нашлось достаточного количества людей, которые бы хотели рассказывать о серии новым поколениям.

А вы читали историю про Мефодия и Таню? Какая серия вам больше понравилась и почему? Дочитали до конца?

Если статья была интересна, предлагаю вашему вниманию: "Гарри Поттер с легким русским акцентом. Таня Гроттер - дешевая пародия или самобытное произведение?", "Гарри Поттер и Таня Гроттер. Совпадения первых книг" и "От Тани Гроттер до Мефодия Буслаева: мифы Дмитрия Емца".

#литература #книги #чтение #фэнтези #гарри поттер #таня гроттер