Найти тему
Июньский кот

Казахская ССР и Республика Казахстан: итоги 30-лет независимости. Часть 4. Энергетика и транспорт

Продолжаем оценивать, как сложилась судьба бывших советских республик от 1990 года до наших дней. На канале уже есть аналогичные статьи про большинство республик, сегодня вторая статья на тему Казахстана (первая, об уровне жизни - здесь, вторая, о промышленности - здесь, третья, о сельском хозяйстве - здесь), сегодня статья на тему транспорта и энергетики.

Производство электроэнергии.

В 1990 г. в КазССР было выработано 83,18 млрд. кВтч э/э, при этом республика оставалась энергодефицитной, и перетоки в нее составляли около 17 млрд. кВтч. В 90-х экономический кризис привел к отсутствию оборотных средств у генерирующих станций, и без возможности амортизации оборудования. К примеру, в 1995 году разрыв между рабочей и установленной мощностью достиг 44,5 %.

В 2017 году, производство электроэнергии в Казахстане составило 103,14 млрд кВт/ч, в 2018 году 106,8 млрд кВт/ч, при этом Казахстан является нетто-экспортёром электроэнергии.

Рост производства электроэнергии по годам
Рост производства электроэнергии по годам

Можно добавить, что по типу выработки э/э около 80% от всей выработанной э/э в Казахстане приходится на тепловые электростанции. Основным производителем э/э является Северная зона, вырабатывающая более 76% всей электроэнергии страны, и потребляющая 2/3 всего потребляемого объема э/э в Казахстане, при этом там находится 41% от всей численности населения страны, и большая часть производственных мощностей в стране (Павлодарская и Карагандинская области обеспечивают 54,3% от всего уровня потребления).

В январе-декабре 2020 года было выработано 108 085,8 млн. кВтч э/э (при потреблении 107 344,8 млн. кВтч.

Автомобильные дороги.

В 1990 году суммарная долина всех дорог общего назначения в КазССР составила 86,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием - 80,3 тыс. км.

В 2019 году протяжённость республиканской сети составила 25 тыс. км (в нормативном состоянии 89 %). Протяжённость местной сети составляет 71 тыс. км (в нормативном состоянии – 75%).

Железные дороги.

За 1989 год в КазССР по железным дорогам было отправлено 41,6 млн пассажиров. За 2019 год по железным дорогам Казахстана было перевезено 21 млн пассажиров.

Авиаперевозки.

В 1991 году объем авиаперевозок составил 6 млн пассажиров. В Казахстане этот уровень был достигнут только в 2016 году.

-3

Выводы.

1) По производству электроэнергии, в 90-е годы произошло падение, но в 2010-х года уровень КазССР был превышен.

2) Суммарная протяженность автодорог выросла с 1990 по 2019 год, но не слишком значительно, на 20%.

3) На железных дорогах объем пассажироперевозок упал с 1990 по 2019 год почти в два раза.

4) В 90-е годы уровень авиационных пассажироперевозок резко сократился, и был восстановлен только в 2016 году.

Статьи об остальных республиках находятся здесь.

На этом спасибо за внимание!