Всем привет! Мы продолжаем прогулки по трамвайным маршрутам. Не так давно мы проехали по недавно продленному маршруту №7, сегодня мы проедем по маршруту №6.
Маршрут пролегает от площади Ленина через Петроградский район на Васильевский остров. Итак всего за 55 рублей из окон вагона мы увидим:
Сегодня перед нами здание 1950-х годов по проекту архитекторов П. А. Ашастина, Н. В. Баранова, Я. Н. Лукина. А первое здание было возведено в 1870 году для связи столицы с Великом княжеством Финляндским, фрагмент выходивший на Финский переулок остался в ансамбле комплекса.
Проезжая через Сампсониевский мост по левому борту мы видим крейсер 1-го ранга "Аврора." Участвовал в русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войнах, а также холостой выстрел стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца в Октябрьской революции 1917 года. Стоянка у Петроградской набережной с 1948 года.
с улицы Куйбышева поворачиваем на Кронверкский проспект и справа видим соборную Мечеть.
Прошение о выделение участка для строительства молитвенного дома и кладбища было подано еще в 1798 году военнослужащими мусульманами. По заказу военного ведомства были созданы проекты Андрея Воронихина и Луиджи Руска, но не были реализованы, а в казармах выделили помещения для намазов.
Закладка здания произошла в 1910 году, а окончание строительства Мечети по проекту архитекторов Н. В. Васильева и С. С. Кричинского в 1920 году.
Трамвай пересекает Каменноостровский проспект и движется вдоль Александровского парка. Это пожалуй единственный отрезок маршрута, где трамвайные пути отделены от проезжей части.
Об обустройстве парка еще задумался император Александр I, но проект архитектора Минеласа был дорог и не был реализован. Парк разбили в 1845 году при Николае I.
Сейчас парк притягивает не только зеленым островком, где можно просто погулять, но и увидеть много интересного:
Созданная в 2011 году композизия "мини-город", собравшая Петербугские достопримечательности, скульптура "Зодчие". Также в сохранившихся частях "Народного дома", построенного по проекту архитектора Г. И. Люцедарского располагаются Мюзик-холл и Петербургский планетарий, а ближе к Кронверкской набережной расположен Ленинградский зоопарк.
С Кронверкского проспекта поворачиваем на проспект Добролюбова и подъезжаем к спортивному комплексу "Юбилейный", построенный в 1967 году по проекту архитекторов Г. П. Морозова, И. П. Сусликова. Домашняя арена ХК "Динамо". На главной и малой аренах проходят спортивные и театральные выступления, выставки.
На против "Юбилейного" стоит Князь-Владимирский собор. История строительства начинается с 1708 года, когда на этом месте построили деревянную церковь Святого Николая. В 1713 - 1719 году был построен Успенский собор, а в 1740 году рядом с ним начали строить каменный храм. Строительство несколько раз замораживалось, а пожар 1772 года погубил как недостроенный каменный храм, так и дереянную церковь. Возобновилось строительство в 1783 году, а в 1789 новый собор освятили в честь святого князя Владимира.
Поворачивая на Большой проспект в сторону Васильевского острова справа видим стадион Петровский.
Первый стадион на этом месте в 1924—1925 годах по проекту бывшего футболиста команды «Спорт» чеха Алоиса Осиповича Вейводы, а уже в 1933-м была проведена его реконструкция и присвоено имя В. И. Ленина.
В годы Великой Отечественной войны был разрушен и только в 1957—1961 годах по проекту архитекторов Н. В. Баранова, О. И. Гурьева и В. М. Фронзеля стадион был реконструирован. Согласно первоначальному проекту реконструкции предполагалось сделать стадион полностью крытым, соорудив над полем железобетонную крышу площадью 26 000 м². Это уникальное для того времени сооружение так и не было построено.
Проводились легкоатлетические соревнования, в 1960—1980-е годы на стадионе имени Ленина проходили матчи чемпионата страны по регби, первенства по хоккею с мячом и хоккею на траве. Также стадион был домашним для футбольного клуба "Динамо".
Новая реконструкция была проведена перед Олимпийскими играми 1980 года и через четырнадцать лет еще одна перед играми Доброй воли.
С 1992 года переименован в "Петровский" был домашней ареной футбольного клуба "Зенит" с 1994 по 2017 год.
Переезжая по Тучкову мосту Малую Невку трамвай выходит на 1-ю и Кадетскую линии Васильевского острова, где слева мы видим церковь Святой Великомученицы Екатерины.
Современный храм был построен и освещен в 1823 году, а в 1861 - 1863 годах были пристроены колокольня, трапезная и часовня.
После революции 1917 года храм разграбили и закрыли. Вернули здание верующим только в 1996 году. Регулярное богослужение проходит только в помещение под колокольней.
Необычное здание в стиле псевдоготики открывается нам уже на Среднем проспекте. Церковь Святого Архангела Михаила освящена в 1876 году, до этого с 1842 года приход располагался в кадетском училище для немецкой общины.
В советское время помещение переоборудовали под завод, в 1992 году возвращена верующим, в 2010 закончена реконструкция лютеранского храма, мессы ведутся на русском языке, так как большинство прихожан - русские.
Продолжая путь по Среднему проспекту мы подъезжаем к музею электрического транспорта. Музей находится на территории бывшего трамвайного парка №2, который в советское время носил имя Александра Павловича Леонова - участника февральской революции 1917 года. Именно из ворот этого парка в 1907 году вышел первый трамвай, открывший движение в Санкт-Петербурге, а также были построены первые составы "Американок" изначально носившие индекс МА (моторный американского типа)+ ПА (прицепной американского типа) позже составы получили привычные нам индекс ЛМ33 (ленинградский моторный проекта 1933 года)+ ЛП33 (ленинградский прицепной проекта 1933 года).
В 2002 году парк объединили с трамвайным парком №3 и до 2007 года частично выпускали с этой площадки трамваи. Парк закрыли до 2015 года, когда встал вопрос о реконструкции Тучкова моста.
Музей был основан в 2008 году и насчитывает большое количество экспонатов от вагона конки до уходящего в историю ЛМ 99 (ленинградский моторный проекта 1999 года). А также троллейбусы от ЯТБ-1 до ПТЗ 210.
Также сотрудниками и волонтерами ведутся реставрационные работы над другими моделями, в этом году например представили отреставриророванный ЯТБ-2.
Напротив музея электрического транспорта расположен один из крупнейших в мире геологоразведочный музей. Основан в 1882 году и имеет сейчас три раздела: "полезные ископаемые", «Региональная геология» и «Монографическая палеонтология». Первом разделе представлены различные полезные ископаемые, а также выставлено уникальное мозаичное панно «Индустрия социализма» площадью 26,6 м², изготовленное в 1937 году. До 1987 года это панно размещалось в Георгиевском зале Эрмитажа. В выставочном блоке «Региональная геология» представлены образцы пород и полезных ископаемых из разных регионов России и бывших республик СССР.
На Среднем проспекте можно найти и небольшие памятники. Такие например, как на территории северо-западного института управления президентской академии.
Поворачивая на Гаванскую улицу в сквере стоит памятник татарскому поэту и Герою Советстского Союза Мусе Джалилю. Открыт в 2011 году.
На пути маршрута №6 есть еще много мест, о которых можно рассказывать тем прекраснее он.