Найти в Дзене

Повесть о волчице по имени Ди. 1. Песня одинокой волчицы

Оглавление

Внимание! Конкурс фотографий для подписчиков! Приз - книга автора о волках!

Мне хотелось бы рассказать о волке, как о диком животном, живущем по соседству с нами, по возможности объективно, не скатываясь в пучину ненависти, оправдывающей любую жестокость по отношению к нему, свойственной охотничьему сообществу, но и не погрязая в необоснованной мифологии зоозащитников. Уже давно из соседа волк превратился во врага, с которым человек ведет долгую, непримиримую борьбу. В некоторых странах эта борьба увенчалась успехом, и волк там оказался полностью истреблён. Но в нашей стране численность волка остается достаточно высокой, в связи с чем он может приносить ущерб домашним и диким животным, тем более, что как биологический вид, волк обладает высоким репродуктивным потенциалом, то есть способен быстро и эффективно размножаться. Благодаря своей силе, выносливости, а главное – хорошим умственным способностям, волку удается сохраняться и противостоять человеку даже в XXI веке, в условиях высокого уровня технического прогресса, свойственного нашему времени.

При обилии информации, которую можно найти о волке, она часто отличается одиозностью, предвзятостью и односторонностью подхода, а то и махровой некомпетентностью, поскольку за эту тему нередко берутся люди, видевшие волков лишь на экране телевизора или компьютерного монитора. В огромном море предвзятой информации зачастую тонут объективные мнения профессионалов, обладающих реальными знаниями об этом виде. Поляризация мнений о волке и связанных с ним проблемах очень высока. Охотники и специалисты сельского хозяйства, особенно в районах развитого животноводства, воспринимают волка однозначно негативно, выступая за максимальное сокращение его численности. С другой стороны, поднимается и ширится зоозащитное движение, имеющее выраженную антиохотничью направленность. Зоозащитники напирают на биоценотическое значение волка, всемерно приуменьшая его опасность для человека и его хозяйства, не желая даже признавать его значение в распространении бешенства.

На мой взгляд, истина, как это нередко бывает, находится посередине и ближе всего к ней профессиональные зоологи, обладающие объективной информацией об этом виде. Однако научные статьи и монографии неинтересны и малопонятны широкой публике, а реальных научно-популярных материалов о волке слишком мало. Выделить их из огромного объема мифологизированной информации бывает совсем непросто.

Вот потому и возникла эта идея – в популярной форме рассказать о жизни волков, опираясь в первую очередь на свой опыт и на те знания об этом виде, которыми на сегодняшний день располагают зоологи. Работая над этими текстами, я искренне хотел пройти между Сциллой ненависти к волку и Харибдой его всемерного оправдания, показав реального, а не вымышленного волка, со многими, связанными с ним проблемами. Насколько это получилось, судить вам, моим читателям. Повесть о волчице Ди ещё далека от завершения, поэтому появляться главы будут с интервалами, поскольку быстро писать у меня не всегда получается.

Песня одинокой волчицы

Северный ветер, завывая в кронах деревьев, ворвался в лес колючей пылью искрошенных снежинок. Напор снега то усиливался, то ослабевал, как будто кто-то невидимый бросал его на лес огромными пригоршнями. Ноябрьский день завершал свой короткий путь, превращаясь в густеющий сумрак. В этот час побеждающей мглы поднимаются с лёжек лесные звери. Одинокая волчица, покинув место днёвки в густых зарослях молодых ёлочек на старой вырубке, подошла к опушке. Звериная осторожность не позволила ей сразу выйти на открытое место, и она остановилась, осматривая граничащее с лесом пространство сквозь потерявшие листву кустарники. За ними расстилалось большое поле. Стерня скошенного овса и поникшая отава лугов задерживали снежную пыль, и она оседала на промерзшую землю, постепенно скрывая её под белым покровом. Эта волчица-переярок покинула свою семью лишь несколько месяцев назад. Сейчас она жила одна. Одиночество угнетало её, порождая смутную тоску и глубокое внутреннее беспокойство.

Песня северного ветра в обнажённых кронах берёз усиливала эту тоску одинокого зверя и волчица, подняв голову вверх, начала подпевать ветру. Первые звуки её песни вырывались как бы нехотя, почти что против её воли. Сначала это было негромкое поскуливание, переходящее в короткие, похожие на плач завывания, которые вскоре вылились в настоящий волчий вой. Сливаясь с воем ветра, её голос крепчал, выводя долгое поднимающееся «у-у-у-у-у», постепенно переходящее в более короткое снижающееся «а-а-а-а-а». Именно такой песней отвечала её мать на вызывной сигнал Волка-отца, когда он возвращался к логову с добычей. Волчья песня, наряду с бубнящим криком филина или жуткой трелью серой неясыти – одно из чудес ночного леса. Тот, кто слышал эти звуки в природе, никогда их не забудет, так же как вызванную ими бурю эмоций, замешанную на восторге с примесью страха и восхищения.

Когда первый раз слышишь голос волка в ночном лесу, он не воспринимается как вой. Голоса волков скорее похожи на песню, звуки которой, то поднимаются вверх, как у молодых волков, то снижаются, переходя на басовые ноты, как у матёрого самца, когда он оповещает волчицу о своем приближении к логову. Волчьи песни напоминают звуки охотничьего рога и, также как сигналы рога, имеют определенное значение, недаром опытные волчатники, способные их различать, говорят о «волчьей азбуке».

У волков нет имен, но даже если бы они и были, то остались бы для нас неизвестны. Но если ведёшь рассказ о конкретном звере, то его нужно как-то отличать от других, то есть надо дать ему имя. Имена зверей не должны быть длинными, им достаточно одного слога. Славянская богиня охоты Дивана являлась в сопровождении волков, иногда даже принимая образ волчицы. Сокращенный вариант этого имени Ди, так что пусть живет наша волчица с таким именем, по крайней мере, на том отрезке её жизненного пути, о котором мне удастся рассказать на этих страницах.

Надо сказать, что каждая волчья стая - это семья, возглавляемая двумя матёрыми волками. Остальные члены стаи – это их дети прошлого (переярки), и нынешнего (прибылые) годов рождения. С появлением у матёрых новых щенков, прибылые становятся переярками, а бывшие переярки покидают родную семью, отправляясь на поиски свободных территорий и спутников жизни. И если им повезёт, то где-то в другом месте они обзаведутся своей семьей, став матёрыми, вожаками собственной стаи-семьи. Волчицы-переярки уходят с родительской территории раньше своих братьев, обычно с началом полового созревания. Молодые самцы могут жить с родителями дольше, но, как правило, до трехлетнего возраста тоже покидают родную семью. Иногда по каким-то причинам бывший переярок может вернуться и бывает принят на правах помощника при молодняке, занимая подчиненное положение по отношению к паре матёрых.

Оставив хорошо знакомую ей территорию своей стаи, где она чувствовала себя в безопасности, молодая волчица путешествовала теперь по незнакомым ей местам. Уходя всё дальше от своей семьи, она периодически встречала следы других волков. Чаще всего это были мочевые метки, которые волки наиболее активно оставляют по границам своих владений. По свежим мочевым меткам встретивший их чужак мог определить количество и возраст членов стаи. Особым источником информации были и кучки волчьего помёта. Чем чаще встречались они на лесных дорогах и тропах, тем ближе была центральная часть территории семьи, ядро их участка, где, как правило, располагался район логовов. Заметив, что эти метки встречаются всё чаще и чаще, одинокая волчица меняла направление движения, чтобы уменьшить вероятность встречи с хозяевами территории. Экскременты волков не разрушаются в природе очень долго, иногда больше года. Но даже высохшие и побелевшие от старости, они всё равно выполняют свою сигнальную роль для других волков, сохраняя запахи и информацию о размере, возрасте и поле оставившего их зверя. Одинокая волчица избегала встреч с другими волками, из собственного опыта зная о нетерпимости каждой волчьей семьи к чужакам.

Особенно нетерпимы к другим самкам бывают матёрые волчицы, которые изгоняют со своей территории даже своих повзрослевших дочерей. Вот и нашу волчицу Ди совсем недавно прогнала её собственная мать. Какое-то время после первых конфликтов с матерью, Ди продолжала держаться в наиболее удаленных частях родного для неё семейного участка, но недовольство матери при каждой встрече переходило в агрессию, поэтому молодая волчица была вынуждена пуститься в полное опасностей путешествие, покинув навсегда родные места, тем более, что у матери-волчицы после гибели волка-отца, появился новый партнер.

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал, это поможет его развитию.