В прошлом году Минобороны России заключило контракт на строительство двух вертолетоносцев стоимостью около 100 млрд рублей. Водоизмещение новых кораблей может достигать 40 000 тонн, длина - 220 метров. Корабли подобного класса не строились ни в России, ни в Советском Союзе.
Необходимость создания подобного флота появилась в связи с санкциями, когда французские кораблестроители больше не могли поставлять ВМФ России универсальные десантные корабли типа "Мистраль".
Первоначально, когда в ВМФ прорабатывали альтернативные варианты для замены французским кораблям, российскими конструкторскими было представлено два проекта - "Прибой" и "Лавина". Не единожды анонсировалось начало строительства на одной из санкт-петербургских верфей, демонстрировались макеты. Однако, в сентябре прошлого года было объявлено, что "русские Мистрали" построят по новому проекту на керченской верфи "Залив". Причина резкого отказа от проекта «Прибой» и замена его на другой проект УДК официальными лицами не комментировалась.
Так на "Судостроительном заводе "Залив" был размещен заказ на строительство УДК проекта 23900 типа "Иван Рогов". Это корабли-вертолетоносцы 1-го ранга ближней, дальней морской и океанской зоны, которые предназначены для приема, перевозки и высадки морского десанта на оборудованное и не оборудованное побережье с привлечением как десантных катеров, БПЛА так и вертолетов.
Проект был разработан российской компанией - Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Первые два корабля проекта "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" заложены 20 июля прошлого года. Согласно ранее заявленным планам, ввести в строй первый российский УДК хотят в 2028 году, а второй — в 2029-м. При этом все комплектующие а кораблях должны быть исключительно отечественного производства, включая двигатели, электронику, десантно-высадочные средства, авиационное крыло и оружейные системы
Корабли проекта 23900 все же будут отличаться от оригинальных "Мистралей" по ширине, высоте, осадке, функционалу, обитаемости, транспортно-десантным возможностям, составом десантно-высадочных средств и качеством авиагруппы.