Сегодня ходил делать ревакцинацию. Честно говоря, этим надо было заняться чуть ранее, ведь с момента первой прививки прошло уже почти восемь месяцев. Однако месяц назад ставил вакцины от гриппа и пневмококка, и тогда рекомендовали выжидать, как минимум, 30 дней между ними и ревакцинацией от COVID-19.
Я попал в самый пик. Власти ввели антиковидные ограничения; для того, чтобы попасть в торговые центры требовался сертификат, и народ хлынул прививаться. Очереди на мобильные пункты вакцинации напоминали очереди в мавзолей в советское время.
0. Запись на прививку
Решил прививаться в поликлинике, записавшись на Госуслугах, как делали мои знакомые и родственники. Это оказалось не столь просто, как изначально предполагалось, и напоминало получение электронного полиса ОСАГО несколько лет назад.
После заполнения первичной информации требовалось выбрать координаты желаемого прививочного пункта, причём в несколько шагов: выбрать регион, выбрать город, выбрать поликлинику, выбрать даже прививочный кабинет. После каждого шага сайт серьёзно задумывался, видимо соединяясь с какой-то базой данных. Иногда задумчивость переходила в ступор, выдавалась ошибка и процесс приходилось начинать с самого начала.
Когда же мне удалось проделать весь этот путь от начала до конца, выяснилось, что свободного времени для вакцинации нет и предлагалось: а) встать в некую электронную очередь; б) написать жалобу.
Я сделал и то, и другое. При этом жалобу требовалось адресовать к конкретной поликлинике, хотя к поликлинике как раз претензий-то и не было, о чём и указал.
В итоге через несколько дней мне позвонили из поликлиники и записали на вакцинацию. Требовалось прибыть 3 ноября в 9:00 к кабинету №203.
1. Вакцинация
Кабинет №203
В указанную дату, за 10 минут до назначенного времени я находился у кабинета №203. Не было ни одного пациента, зато было целых четыре медицинских сотрудника в полной готовности.
Радость, однако, быстро выветрилась - мне указали, что нужно отправиться в кабинет №302 для получения медицинской карты. То, что я был "приписан" к этой поликлинике, что уже проходил у них вакцинацию и то, что записывался на процедуру через Госуслуги, не имело никакого значения.
Кабинет №302
Возле кабинета №302 в коридор был выставлен стол, у которого и "выдавали карты", к которому тянулась очередь. Сборище народа было, как обычно, разношёрстным: кто-то дисциплинированно занимал очередь, кто-то просачивался "только спросить", кто-то просил пропустить их к кабинетам, которые были дальше по коридору - стол выступал в качестве "тромба", который препятствовал привычному движению посетителей.
За столом находилась медсестра, которая помимо выдачи карт структурировала очередь, отсекая всех тех "кому просто спросить". Её мощная внешность отбивала желание вступать в споры.
По грубым прикидкам, половина пациентов пришла за вторым компонентом "Спутника", половина - на ревакцинацию. Когда к столу подходили первые, медсестра доставала кипу медицинских карточек и начинала одну за одной просматривать их в поиске нужной фамилии.
Я предложил искать не по одной фамилии каждый раз, а по двум - так время на поиски нужной карты сокращалось в два раза. Ещё лучше было бы разложить все эти карты в алфавитном порядке - совершенно непонятно, почему это не было сделано заранее.
Мне, как ревакцинирующемуся, карта не была подготовлена, поэтому медсестра взяла сложенный вдвое листок, вписала туда мои ФИО, СНИЛС, номер полиса, адрес, прилепила к нему на клей анкету и согласие на обработку данных - вся эта конструкция и представляла собой "медицинскую карту".
Анкету и бессмысленное согласие на обработку данных требовалось заполнить собственноручно. Бессмысленным согласие было потому, что мои данные давно уже есть у всех кому не лень, в том числе, у телефонных мошенников всех мастей.
Заполняя анкету, я размышлял, почему всё это нельзя было сделать заранее, на сайте Госуслуг - включая эту пародию на медицинскую карту? Вероятно, зарплата медицинского сотрудника значительно меньше расходов на тонер? Так получается?
Я заполнил необходимые документы, и мне сказали вернуться в 203-й кабинет.
Кабинет №203
Теперь тут уже организовалась очередь - около десятка человек. Всё шло хорошо, покуда не возникал кто-то "умный" и наглый, который "записывался ко времени". Приходилось пояснять, что тут все "ко времени" и принудительно структурировать очередь. Другие обладали шилом в заднице, они начинали нервно метаться и рваться в кабинет, несмотря на очередь, как только там происходило какое-то движение. Этих тоже приходилось осаживать.
Наконец, я попал на приём... и бюрократия продолжилась! Оба врача-терапевта в два смычка начали заполнять какие-то бумажки! Одна что-то писала в моей "карте", другая - ещё много где, в том числе, в разлинованной тетрадке-журнале.
Тут я не выдержал и высказал, всё что думаю обо всей этой бюрократии, причём, надо сказать, нашёл отклик в их сердцах. "Нам потом ещё всё это в компьютер вносить", - посетовали они.
Получалось так, что вся эта писанина вообще ни за каким лешим не была нужна! К диалогу подключились сотрудники, сидевшие за ширмой, где проходила вакцинация. "А как быть, если компьютер полетит?" - справедливо заметила симпатичная медсестра. "В таких случаях после внесения в компьютер можно распечатывать на бумаге, - ответил я, - да и вообще есть много систем обеспечения сохранности данных: зеркалирование, распределённое или облачное хранение..."
Но подходило время вакцинации, и я не стал задерживать очередь своими лекциями.
За ширмой
Покуда симпатичная медсестра ставила мне Спутник Лайт, её коллега, оформляла какие-то бумажки. Это уже был четвёртый сотрудник поликлиники, который что-то писал ручкой касательно моей вакцинации!
Когда всё было окончено, я поблагодарил всех сотрудников, пожелал им хорошего дня и покинул кабинет, но тут меня окликнули.
"Мы не может отпустить вас без бумажек!" - уже со смехом доктора вручили мне два каких-то листочка. Ими оказались справка о вакцинации от COVID-19 и похожая бумажка под названием "СПУТНИК ЛАЙТ" - что бы это ни значило.
2. Итоги
Чтобы провести ревакцинацию мне потребовалось 40 минут, из которых:
- 20 минут четыре медицинских работника и я лично оформляли какие-то бумажки;
- 15 минут я стоял в очереди пока бумажки заполняли другим пациентам;
- 3 минуты меня осматривал терапевт;
- 2 минуты заняла собственно вакцинация.
Это всё происходило не в каком-то селе, а в областном центре, в 2021 году, в эпоху тотальной цифровизации, когда первые компьютеры появляются у детей с пяти лет.
Очевидно, что пропускную способность пунктов вакцинации можно было бы удвоить без каких-то существенных затрат - просто собрав всю необходимую информацию на этапе записи на прививку на Госуслугах.
А внедрение электронного документооборота хотя бы в самом примитивном виде позволило бы высвободить труд многих медицинских работников.
Всё это приведёт и к увеличению пропускной способности, что позволит и вакцинировать большее количество граждан, и сократит время пребывания пациентов в поликлинике, и высвободит человеческие ресурсы, которых и так не хватает.
Все эти вопросы - к эффективности работы системы здравоохранения, которую, как считается, некоторое время назад "оптимизировали".
Если вдруг у вас есть ответы на эти вопросы, вызывающие у меня недоумение - пожалуйста поделитесь своими соображениями в комментариях.
3. Постскриптум
Я признателен, что вы дочитали мои мысли до конца, и буду благодарен за любую обратную связь.
Хочется выразить благодарность медицинским работникам, которые уже полтора года работают в условиях невероятной нагрузки, пожелать им физических и моральных сил.
Читателей же призываю вакцинироваться и не забывать ревакцинироваться - только так мы сможем вернуться к прежней жизни.