Да-да. Не Римский Клуб, который создали Аурелио Печчеи и Александр Кинг в 1968 году, а именно клубок имён, связей, идей, людей, которые сплелись в нечто целое в этом месте по воле Донато Карризи. Кстати, как сказал тот же Карризи: "место - тоже персонаж". Тем более, такое место как Рим, вечный город, итальянского писателя не может не заворожить. И если, распутывая клубок, мы потянем за первую попавшуюся ниточку, то она обязательно выведет нас на первый узелок - сам Рим.
Клубок распутывать придётся, поскольку все рождественские каникулы мне пришлось буквально выцарапываться из вязкой паутины напряженного, будоражащего душу, предельно тревожного сюжета, который распутывал ради собственного (и не только) спасения очень странный монах с необыкновенным чутьём на аномалии, но полностью утративший память о себе самом.
Нет, пожалуй, первым узелком, который мы выведем из клубка, чтобы он не путался под ногами, будет сам автор. Это Донато Карризи, писатель и кинорежиссёр.
Он родился в марте 1973 года. В возрасте 36 лет в 2009-м он опубликовал свой первый роман "Подсказчик" (в другом переводё -"Суфлёр"), который был переведен более чем на 20 языков и получил премию Банкарелла, старейшую (с 1953 года) литературную премию в Италии. А затем, практически ежегодно он публикует ещё одиннадцать романов. По двум из них он в качестве уже кинорежиссёра поставил фильмы. В фильме "Девушка в тумане"(2017) принимает участие Жан Рено, а в роли инспектора Фогеля снимался Тони Сервилло.
Во втором фильме "Девушка в лабиринте" Тони Сервилло - сыщик Бруно Дженко. Но в роли доктора Грина в этом фильме снимался Дастин Хоффман.
Поскольку Карризи не раз обращается к одному и тому же образу, то у него появляется несколько серий, объединённых одним героем. Например в серии "Мила Васкес" - четыре романа, а в серии"Маркус и Сандра" - три. Сандра Вега - криминальный фотограф, выезжающая с полицейской командой для съёмок на месте преступления, а Маркус - бывший священник, ныне монах ордена пенитенциариев, наделённый способностью остро чувствовать аномалии, но "после Праги" утративший память и потому ничего не знающий о своём прошлом. Задания он получает, приходя в церковь, от священника Клементе, а дальше действует в буквальном смысле слова наощупь. У него просто нет ничего в памяти, что позволило бы ему составить хоть какой-то предварительный план. И потому мы, читатели, должны пройти это расследование вместе с ним, шаг за шагом. На мой взгляд - это замечательная новинка в детективной литературе, просто обновляющая весь жанр. Книга для развлечения становится квестом, вовлекающим вас в игру.
Вы нажимаете кнопку дверного замка и дверь распахивается. И ещё ничего не увидев, вы получаете мощный удар по голове и падаете. Но успеваете заметить синие ботинки ударившего вас человека. А очнувшись, вы находите в комнате труп хозяина квартиры и ничего больше. Что вам остаётся? Искать человека в синих ботинках. Шаг за шагом, вслед за Маркусом. Вместе с ним. Вам не удастся быстрее Шерлока Холмса решить загадку, хотя вам предложат всю (ну, почти всю) информацию об условиях, ходе и результатах преступления, потому что не владеете его методом и его интеллектом. Но только поэтому. Ведь всю информацию (ну, почти всю) о совершенном преступлении Конан-Дойл выкладывает сразу. Для всех. И весь классический детектив строится на том, что вам предлагают вроде бы полную картину происшествие для самостоятельного поиска правильного ответа. Такая заманивающая игра.
У Карризи вы не получите общей картины. Вы будете следовать за Маркусом и вместе с ним. Вы смотрите его глазами, вместе с ним нажимаете кнопку дверного звонка. Вы, как и он ничего не знаете (вы - потому что вас там не было раньше, а он из-за амнезии). Но вы вместе с ним зашли в церковь, пустующую в это время дня. Посидеть в тишине. К вам подсел священник Клементе, подкрепил вашу душу добрым пастырским напутствием и попросил кое-что сделать. Вы ведь не откажете?
Карризи - автор очень напряжённых (я бы даже сказал - угрюмых) триллеров. Это не лёгкое чтиво, а серьёзное, напряжённое исследование сегодняшней Италии, сегодняшнего Рима, сегодняшнего мира.