За перееданием специалист часто находит эмоциональное напряжение.
Елена поссорилась с мужем и переела. Оксана пришла поздно вечером уставшая и переела. Кристина разозлилась на подругу, которая не пришла к ней на день рождение и переела. Марина переживает за здоровье мамы и переедает
Специалист начинает с эмоциональным напряжением работать. Но переедания не становится меньше
Елена ссорилась с мужем и переедала. С мужем отношения улучшились. Елена поссорилась с сестрой и переела
Оксана переедала уставшая. Вопрос с усталостью решился, переедает теперь, когда скучно
Кристина вчера переела на злости, потому что подруга не пришла на день рождение. Сегодня переела на радости, потому что подруга все же пришла на день рождение
Означает ли это, что с эмоциональным напряжением не надо работать. Нет, не означает. Навыки эмоциональной регуляции важно формировать, анти-стрессовую терапию важно проводить. Но при коррекции веса это нужно делать особенным образом.
ШАГ №1. Держите в голове схему: Стресс➡Аппетит➡Переедание
Схема означает, что эмоциональное напряжение у пациента превращается в аппетит, под влиянием которого он переедает
Обычный психотерапевт работает на уровне первой стрелки Стресс➡Аппетит. Психотерапевт уменьшает эмоциональное напряжение и аппетит у пациента уменьшается. Но это не дает результата, так как ворота между Аппетитом и Перееданием открыты настежь. Не имеет значение насколько сильно мы уменьшили Аппетит, если аппетит любой силы ведет к перееданию.
Более того, работая на уровне только первой связки Стресс➡Аппетит обычный психотерапевт ухудшает состояние пациента, создает ятрогению (патологическое состояние, вызванное вмешательством врача). Объясню почему. Фокусировка внимания на связке Стресс➡Аппетит создает у пациента ошибочное убеждение, что стресс является причиной переедания. Если есть стресс - есть переедание. Нет стресса - нет переедания. При пищевой зависимости это убеждение используется для оправдания переедания. А в последующем пациент даже начинает сам создавать стресс, чтобы получить повод переесть
Евгения раньше не знала, почему она переедает. Начав посещать психотерапевта, она осознала, что часто ест из-за чувства тревоги. Перееданий стало больше. Теперь Евгения знает, что она не просто обжора, а чувствительный человек, который ест на переживаниях. Когда Евгения видит вкусный торт, она немножко накручивает себя, вспоминая что-то волнительное, чтобы разрешить себе переесть.
ШАГ №2. Начинайте работать со связки Аппетит➡Переедание
Научите пациента ставить шлагбаум между аппетитом и перееданием. Цель психотерапевта - осознание пациентом, что между стрессом и перееданием есть его решение переесть.
Стресс не является причиной переедания. Пациент и только он абсолютный хозяин своего поведения. В его полной власти переесть или не переесть.
Подробнее об этом: https://zen.me/fXHRL
ШАГ №3. Работайте с связкой Стресс➡Аппетит только если пациент не переел.
Преждевременное внимание стрессу без остановки переедания приводит к использованию стресса как оправдания и повода для переедания. Если вы остановили переедание, внимание к стрессу благотворно скажется на эмоциональном состоянии и пищевом поведении пациента.
Евгения рассказывает, как съела 7 конфет из-за того, что волновалась за детей, которые полетели в Египет. Психотерапевт пропустил мимо тревогу за детей, сосредоточившись, как Евгения развела себя на 6 и 7 конфету
Евгения рассказала, как она весь вечер ходила вокруг свежеиспеченного кекса (но не съела), потому что волновалась о завтрашней проверке РосЗдравНадзора. Психотерапевт уделил большое внимание навыкам совладания с тревогой
ХОТИТЕ, ЧТОБЫ АВТОР КАНАЛА ДОКТОР КОНДРАШОВ ПОХУДЕЛ ВАС С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК? Ждем вас на курсе снижения веса: https://zen.me/1sCx9Lx1