Рассказываю, как получить страховку за сорванный отпуск, даже если страховая компания нашла кучу причин, чтобы отказать в выплате.
Солнечная октябрьская Турция
Я очень люблю Турцию в октябре. Если повезет с погодой (нам всегда везло), отдых шикарный — не жарко, но достаточно тепло, прекрасное море, схлынувший поток туристов. Мне нравится.
Две подруги, одна из которых и будет персонажем этого материала, тоже ценили октябрьский турецкий отдых и приобрели через турагентство туристическую путевку на двоих в пятизвездочный турецкий отель на период с 4 по 11 октября.
Уточню, договор оказания туристических услуг заключила лишь одна из девушек, в путевке были указаны обе подруги.
Отдых не состоялся. Турагент сделал запрос документов, получил отказ и уведомление — у нас финансовые проблемы, оказать услугу не сможем.
15 октября туроператор объявил о прекращении деятельности, после чего был исключен из Федерального реестра туроператоров.
Обращение в страховую компанию
Российское законодательство устанавливает требование об обязательном страховании ответственности туроператора.
Ответственность туроператора в нашем случае была застрахована на 50 млн рублей, поэтому девушка, совершенно не ожидая подвоха, обратилась в страховую компанию.
И получила отказ.
Мотивировка отказа следующая. О прекращении деятельности туроператор сообщил 15 октября, поэтому страховым случаем следует считать отказы от исполнения договоров, наступившие после этой даты. Девушка должна была отдыхать с 4 по 11 октября, когда туроператор официально еще работал.
Судебная эпопея
Обращение в городской суд не помогло. Аргументы страховщиков показались суду убедительными.
Более того, суд указал, что страховая компания получила от пострадавших граждан более полутора тысяч заявлений на общую сумму 167 млн рублей, тогда как предел ее ответственности — 50 млн рублей. Лимит средств исчерпан, выплаты в любом случае более не возможны.
Легко. Просто. Удобно.
И для суда, и для страховой компании. Но для туриста.
Как это часто бывает, апелляционное и кассационное обжалование оказались безрезультатны. Вышестоящие инстанции подтвердили правильность позиции городского суда.
Верховный Суд с этим не согласился, причем не согласился как с определением даты наступления страхового случая, так и с однозначным подходом к исчерпыванию лимита выплат в 50 млн рублей.
Судьи Верховного Суда указали, что нужно различать дату страхового случая и дату, когда о нем стало известно. В нашей ситуации страховой случай наступил 4 октября, известно о том, что случай страховой, стало 15 октября.
Выплаты должны были начаться после 15 октября, но это не означает, что невыполненные туроператором обязательства, возникшие до объявления прекращения деятельности, не связаны с этим прекращением.
Что касается предела выплат в 50 млн рублей. По мнению судей высшей судебной инстанции, необходимо выяснить был ли исчерпан этот лимит на момент обращения истца в страховую компанию.
На момент судебного разбирательства лимит был исчерпан, но это не означает, что такая же ситуация была в день, когда девушка обратилась в страховую компанию с заявлением. Если будет выявлено, что претензии удовлетворялись и после этой даты (что скорее всего так, ведь она была одной из первых), то страховая компания должна возместить убытки, возникшие в результате своих незаконных действий, на основании и в порядке пункта 1 статья 193 Гражданского кодекса.
Дело возвращено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. Полный текст Определения Верховного Суда по этому делу можно посмотреть здесь.
Поставьте, пожалуйста, палец вверх, если материал был полезен.
Канал «О праве по-русски» ищет постоянных читателей. Подпишитесь, если хотите видеть в своей ленте серьезные юридические тексты, написанные простым языком