Найти тему
Кино и немцы

Фильм "Мулла" - о том, какими не должны быть российские мусульмане. Или, наоборот, какими мы их хотим видеть.

Это фильм о том, каким не должен быть Ислам в России. Хотя задумывался он, конечно, совсем наоборот, как пример обновленной исламской духовности, в которой так нуждаются российские татары, да и вообще все.

«Мулла» снят в 2018 году в Казани, с прямым участием правительства Татарстана и всяких важных людей-спонсоров. И призван дарить людям надежду. По фильму это очень сильно заметно. Фактически, он энциклопедия современной жизни Татарстана, да и всей России.

Оператора в фильме иногда целует ангел кинематографии.
Оператора в фильме иногда целует ангел кинематографии.

Начинается он со сцены драки двух зеков не на жизнь, а на смерть. Один пытается убить другого, его оттаскивают. Несостоявшийся убийца — Асфандияр, главный герой. За что сидел, нам так и не скажут. Но будут несколько раз намекать, что взял на себя вину группы единомышленников. То есть, уважаемый человек, банду не сдал. За решеткой, как водится, уверовал. Как вера сочетается с убиванием ближнего заточкой? Не спрашивайте, начальство не велело спрашивать.

Асфандияр выходит на волю и едет к богатому и влиятельному дядюшке, который уже присмотрел для откинувшегося племянника место — муллой в деревню. Там уже есть мулла, но он не годится, старый и алкоголик. А вот молодой с зоны как раз подойдет. Асфандияра привозят в деревню, где местным говорят: вот ваш новый мулла. Местные сразу соглашаются: начальство же назначает духовных авторитетов, как иначе.

А вот постановка иногда чрезмерно отдает театром. То, что хорошо на театральной сцене, на экране смотрится странно.
А вот постановка иногда чрезмерно отдает театром. То, что хорошо на театральной сцене, на экране смотрится странно.

Все сразу проникаются уважением к Асфандияру, а местные честные девушки (две штуки) тут же начинают мокреть при виде него и обсуждать матримониальные перспективы. Девушки давно закончили школу, нигде не учатся, не работают, просто ждут хорошего мужа. Почему-то в деревне, где все мужики либо давно женаты, либо бухают. Это, по фильму, идеал исламской девушки: в голове только свадьба. Образование? Работа? Не, не слышала. Вчерашний зек не может быть хорошим мужем? Вы смеетесь, что ли... Он же невиноватый, ни за что сидел.

Плохих девушек, потаскух бандитских, тоже покажут несколько раз. Но слова не дадут. Плохая женщина должна молчать. Хотя с учетом того, что все плохие женщины в фильме блондинки, скорее всего, они просто русские. Разжигание? Возможно, но не докажете.

Новый мулла тут же начинает спорить с местным агро-феодалом за землю. Аграрий-бизнесмен отвратителен: собрал всех деревенских алкашей, и они у него работают, ради денег на водку, в огуречных теплицах. Мулла одно выдернул из этого морока порочного. Тот перестал работать, протрезвел и повесился. Асфандияр вины в том не признал. Надо будет, и еще одного алкаша вытащит из запоя, скорее всего с тем же результатом: альтернативы-то бухлу он никакой не предлагает. Сам-то живет на деньги богатого дядюшки. И даже еду себе не готовит: за это дядюшка заплатил соседке.

-3

Кстати, никакая земля в деревне Асфандияру не принадлежит. А чего тогда он за нее спорит? А потому что он от начальства, а местные быдло. И вообще не велено. Хотя объективно, бизнесмен-то хороший человек: он не бордель строить хочет на этой земле, а все те же теплицы. Инвестирует в деревню, работу местным дуракам спивающимся дает. И он единственный такой в селе. Но нет, мулла против: несанкционированная свыше деятельность — огурцы растить и людям деньги платить.

Апофеоз фильма — местный хулиган пытается изнасиловать одну из честных девушек. Ту, которая больше всех вздыхала по отсидевшему мулле. Прямо в доме муллы. Мулла знал, что хулиган ее выслеживает. Видел, как хулиган ее избивал. Но как-то не вмешивался. Почему? Объяснения нет. Вернее, оно одно: местные сами разберутся. А его начальство не за этим назначило, а за духовностью.

И весь этот исламско-духовный трэш подан в конфетной обертке прекрасных пейзажей, душеспасительных бесед и чистой-чистой, как слюна на уразу, настоящей любви.

Советую смотреть это кино тем, кто хочет понять, что такое сегодняшний ислам в России и каким его хочет видеть начальство.