Найти тему
Кинооператор рассказывает

86. Если НАСА в лунных снимках использовало фронтпроекцию, то почему на скафандрах не видно света от слайд-проектора?

Как только я опубликовал на Дзене статью "Снимал ли Стэнли Кубрик высадку на Луну?" о применении фронтпроекции в лунных снимках, как тут же появились недоуменные вопросы. Смысл их сводился к следующему: если слайд-проектор с изображением лунной горы светит спереди на актёров и камера снимает спереди, то почему на актёрах и на белых скафандрах не видно света от слайд-проектора?

-2

Кто-то предположил, что в кадре могла применяться какая-то хитрая маска (её не было), кто-то стал развивать мысль дальше и предположил, что свет не виден на тёмных объектах (в фильме Кубрика это тёмные обезьяны), а вот на светлом скафандре, наверное, свет проектора будет заметен (на самом деле заметен не будет).

-3

Все ли люди задают такие вопросы искренне? Действительно ли они хотят разобраться в тонкостях процесса? Или же просто пытаются выгородить американскую лунную аферу, утверждая, что у американцев фронт-проекции в лунных кадрах быть не могло, потому что лунная гора, проецируемая со слайд-проектора, была бы видна на белом скафандре астронавта.

Как бы там ни было, читатели хотят разобраться в тонкостях метода фронтпроекции. Мы с удовольствием сейчас ответим и на эти, и на другие, попутно возникающие вопросы.

-4

Начну с последнего вопроса, точнее, утверждения, что коэффициент отражения скафандра такой же, как у скотч-лайта. Разочарую автора. У белого скафандра коэффициент отражения выше. Скотч-лайт - он же серый. Вот на фотографии человек стоит на фоне световозвращающего экрана. Рисунок на его футболке сделан белой краской, и видно, что экран скотч-лайта за его спиной темнее, чем белые надписи на футболке.

-5

Вот ещё одна фотография, где вы можете увидеть развёрнутый рулон скотч-лайта, изготовленного на фирме 3М. Он - совершенно серый. Вы видите, что коэффициент отражения у скотч-лайта ниже, чем у белого материала.

-6

Коэффициент отражения (специально обращаем на это внимание) определяется как интегральный процент света, отраженный материалом по всем направлениям. Когда в лаборатории определяют коэффициент отражения, исследуемый материал помещают внутрь белой сферы и фотометром определяют общий процент отражённого света.

Однако существует другая величина - коэффициент яркости, который определяется как процент света, отражённый в данном направлении.

У белой бумаги (белой ткани или белого поливинилового экрана в кинотеатре) коэффициент яркости не зависит от направления - белый материал одинаково рассеивает свет во все стороны. Такое отражение называется диффузным. Если я направлю прожектор на белую поверхность, то свет равномерно отразится во все стороны. И с какого бы ракурса я не поглядел на освещённый лист бумаги, он будет восприниматься одинаково белым с любых направлений.

Совсем иначе ведёт себя скотч-лайт. В рассеянном свете он выглядит серым, примерно таким же по яркости, как средне-серое поле на тестовой шкале справа.

Слева - экран скотчлайта, справа - серая шкала.
Слева - экран скотчлайта, справа - серая шкала.

Но если фотоаппаратом, например, сотового телефона, сделать снимок со вспышкой, яркость такого экрана увеличится во много раз. Экран станет «ослепительно» белым.

При использовании направленного света вспышки яркость скотчлайта увеличивается во много раз.
При использовании направленного света вспышки яркость скотчлайта увеличивается во много раз.

Это происходит из-за того, что почти весь свет, попавший от вспышки на экран, не рассеивается во все стороны, а отразившись в стеклянном шарике, как от зеркала, возвращается назад, к источнику света.

Благодаря сферической поверхности, луч света возвращается туда, откуда пришёл.
Благодаря сферической поверхности, луч света возвращается туда, откуда пришёл.

А поскольку вспышка на сотовом телефоне расположена совсем рядом с объективом, то почти весь отраженный свет направленно возвращается в объектив, и освещённый вспышкой экран получается на фотографии ослепительно белым.

Вспышка на сотовом телефоне расположена близко к объективу.
Вспышка на сотовом телефоне расположена близко к объективу.

А серое и белое поля, рядом на шкале, рассеивают свет диффузно во все стороны, и количество света, которое возвращается назад к объективу, незначительно.

Представьте, что вы пускаете "солнечного зайчика" зеркалом. А потом вместо зеркала берёте кружок белой бумаги и пытаетесь бумагой пускать "солнечного зайчика". Во сколько раз в таком случае изменится коэффициент яркости "солнечного зайчика"? Я производил такие замеры, только не с солнцем, а с осветительным прибором в павильоне, сравнивал яркость прибора, который отражался в зеркале и яркость лежащего рядом белого листа бумаги. Получилось более, чем в 120 раз. (Чуть ниже продемонстрирую результаты замеров яркостей белой бумаги и экрана из скотч-лайта.)

Если мы будем оценивать интегральный коэффициент отражения, то, возможно, что у белого листа и у зеркала они будут одинаковы - белая бумага отразит весь упавший на неё свет, и зеркало тоже отразит весь упавший на него свет. Интегральные коэффициенты отражения будут одинаковы. Но разными будут коэффициенты яркости: бумага отражает свет по чуть-чуть во все стороны телесного угла, а зеркало весь упавший свет отражает строго в одном направлении.

Если вы встанете по лучу "солнечного зайчика", идущего от зеркала, то увидите ослепительную яркость. Но стоит вам чуть-чуть сместиться от луча, как яркость тут же пропадёт. Вот примерно так работает и материал скотч-лайт. Это экран, состоящий из мельчайших зеркал. Чтобы увидеть максимальную яркость экрана (и максимально яркий слайд на этом экране), наблюдателю нужно встать строго по лучу проектора. Глаз наблюдателя должен находиться рядом с объективом слайд-проектора и смотреть в ту сторону, куда направлен луч проектора, на экран.

Когда вы начнёте приближать глаз как можно ближе к объективу слайд-проектора, то своею головою перекроете свет. Если попробуете кинокамеру поставить впритык к объективу проектора, то кинокамера, конечно же, перекроет собою весь световой поток. Придумали простую схему: поставить на пути света полупрозрачное зеркало под углом 45° с коэффициентом отражения 50%. Сквозь это зеркало снимает фотоаппарат.

Слева находится фотоаппарат, справа - видеопроектор (с белым корпусом), между ними - полупрозрачное зеркало под углом 45°. В глубине - экран из скотч-лайта.
Слева находится фотоаппарат, справа - видеопроектор (с белым корпусом), между ними - полупрозрачное зеркало под углом 45°. В глубине - экран из скотч-лайта.

Наблюдатель, который стоит в стороне от съёмочной камеры, видит, что сцена на экране скотч-лайта еле видна. И только в том случае, когда он встанет на место камеры, он заметит, что яркость экрана резко вспыхнет.

Свет от проектора доходит до зеркала, 50% света отражается, меняет направление на 90°, попадает на экран и, отразившись, идет по прямой, прямо в объектив съемочной камеры. Расстояние от объектива проектора до зеркала и от зеркала до объектива фотокамеры одинаковы.

Схема движения луча от проектора до фотоаппарата при фронтпроекции.
Схема движения луча от проектора до фотоаппарата при фронтпроекции.

Конечно, не весь свет проектора отражается зеркалом, 50% света идёт (влево) по прямой линии сквозь полупрозрачное зеркало, и эта часть света никак не используется. Этот поток света гасится чёрным бархатом. Если бы чёрного бархата не было, то фотоаппарат в полупрозрачном зеркале видел бы отражение левой стены комнаты (да ещё и высвеченное проектором), а это совсем не нужно - фотоаппарат должен видеть только то, что находится прямо перед ним на экране. Кстати, в Википедии на странице, посвящённой фронтпроекции, забыли нарисовать чёрный бархат, а это принципиально важное упущение. Не знаю, поправить ли мне рисунок в Википедии, или пусть остаётся с ошибками? Там, между прочим, ещё и другая ошибка допущена - с тенью на экране. Она должна быть не полупрозрачной, а совершенно чёрной.

Уточним, что свет от проектора падает на полупрозрачное зеркало не в виде точки, а в виде прямоугольника (трапеции).

Свет от проектора падает на полупрозрачное зеркало в виде трапеции.
Свет от проектора падает на полупрозрачное зеркало в виде трапеции.

Поэтому в схему лучей следует добавить не только центральные, но ещё и краевые лучи. И вот эти все лучи, отражённые от экрана, сходятся в пятно, по размеру похожее на светящийся объектив проектора.

Схема схождения лучей после отражения от световозвращающего экрана
Схема схождения лучей после отражения от световозвращающего экрана

Догадываюсь, что моему дорогому читателю уже не терпится узнать, во сколько же раз увеличится яркость экрана, если мы традиционное белое полотно заменим на скотчлайт? Я провёл такие измерения. Вместо фотоаппарата в точку, где собираются отражённые лучи (на самом деле это не точка, а светящееся пятно, эквивалентное объективу), поставил яркомер. Это был наш самый первый эксперимент, и вместо полупрозрачного зеркала использовалось обычное оконное стекло, которое отражало 12% света.

Замер через стекло яркости скотчлайта и белого поля на шкале. Проектор включён.
Замер через стекло яркости скотчлайта и белого поля на шкале. Проектор включён.

Сзади за серой 4-польной шкалой находился материал скотч-лайт. Замер производился профессиональным операторским яркомером "Асахи-Пентаксом", угол замера - 1°.

Яркомер Асахи-Пентакс для кинооператоров.
Яркомер Асахи-Пентакс для кинооператоров.

После фиксации яркомера, верхний свет в помещении выключался и производился точный замер.

Замер яркости белой поверхности и поверхности скотчлайта.
Замер яркости белой поверхности и поверхности скотчлайта.

Если посмотреть в окуляр прибора, то там можно увидеть шкалу от 1 до 19 EV (exposure value) и маленькую окружность в центре, она указывает на угол замера 1°. Разница в одну единицу EV соответствует изменению яркости в 2 раза, или, как говорят, на 1 ступень.

Вначале мы замеряли с бокового направления, это был угол 20° от перпендикуляра. Как вы понимаете, для диффузно белого поля не имеют значения при промере небольшие отклонения от нормали. Белое поле имело яркость 7 EV (см. рисунок), а скотчлайт выглядел темнее на 2 ступени (5 EV).

Замер яркости белого поля под углом 20° от перпендикуляра. Скотч-лайт выглядит заметно темнее белого поля.
Замер яркости белого поля под углом 20° от перпендикуляра. Скотч-лайт выглядит заметно темнее белого поля.

Но как только с яркомером мы встали перпендикулярно экрану, на точку, где пересекаются линии возвращения света (на высоте объектива проектора), экран из скотчлайта сразу же стал ослепительно белым - причем настолько сверхъярким, что рядом с ним белое поле шкалы (находящееся справа от точки замера) стало казаться черным (следующий рисунок).

Максимальная яркость экрана из скотчлайта при перпендикулярном замере. Темная часть кадра справа - так выглядит теперь белое поле.
Максимальная яркость экрана из скотчлайта при перпендикулярном замере. Темная часть кадра справа - так выглядит теперь белое поле.

Значения яркомера ушли за 14,2 EV.  Легко посчитать, что по сравнению с белым полем (его яркость была 7 EV), экран стал ярче на 14,2 - 7 =7,2 ступени, или 2 в степени 7,2, получается в 147 раз. Почувствовали разницу? При использовании экрана из скотчлайта его яркость становится выше яркости традиционного белого киноэкрана примерно в 150 раз! Значит, мы можем в проекторе использовать очень слабую лампу или же, что гораздо важнее для фронтпроекции, имеем возможность значительно увеличить размер экрана.

Вы, наверное, спросите: а почему такие экраны, раз они так хороши, не применяются в кинотеатрах? Да потому что такую высокую яркость может видеть только один-единственный человек, который находится в луче проектора. Для зрителя, который находится не строго перпендикулярно экрану, а смотрит на экран чуть сбоку, например, под углом 20°, экран из скотч-лайта будет казаться темнее белого экрана в 4 раза.

Тем не менее, есть люди, которые у себя дома повестили на стену светоотражающий экран напротив проектора, и этим остались довольны. В интернете вы можете найти тесты, где сравниваются белый и световозвращающий экраны. Вот, например, стоп-кадр из одного такого теста.

В нашем эксперименте яркость скотч-лайта возросла в 150 раз по сравнению с белым экраном. Но мы замеряли очень узкий угол в середине кадра, а не весь световой прямоугольник, который даёт слайд-проектор на экране. Мы знаем, что любой объектив даёт падение яркости по краям. Вот, посмотрите, например, на кадр из "Космической одиссеи", углы кадра притемнены, и особенно это заметно на ярком небе:

-22
Кадры из фильма "2001. Космическая одиссея". Пролог "На заре человечества".
Кадры из фильма "2001. Космическая одиссея". Пролог "На заре человечества".

Вы, наверное, спросите: "А почему же тогда на "лунных" снимках НАСА мы не видим такого сильного падения освещённости по краям? Так дело в том, что "лунный кадр" не прямоугольный, а квадратный! Края обрезаны! Хотя, можно найти и такие "лунные снимки", где заметно высветление по центру и притемнённость по краям.

На краю широкоформатного прямоугольного кадра "коэффициент усиления" снижается до 60-70 раз. В связи с этим в статье о фронтпроекции в журнале "American Cinematographer" упоминается усреднённый коэффициент усиления для кадра - 100 раз.

В статье указан "коэффициент усиления" 100-крат (100 раз)
В статье указан "коэффициент усиления" 100-крат (100 раз)

Как же распорядиться таким подарком судьбы, 100-кратным увеличением яркости экрана? Сначала давайте вспомним, что при старом способе, при рирпроекции, кинематографисты вынуждены были использовать экран шириной 5-6 метров, не более. Это площадь примерно 27 квадратных метров (6 метров ширины х 4,5 метра высоты). И снимать приходилось на открытой диафрагме, на 1:2,3 или 1:2,8. Из-за такой "открытой" диафрагмы получалась маленькая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП). Актёр был в фокусе, а экран на фоне уже немного размывался. Такие примеры мы приводили в предыдущей статье.

Теперь же появилась возможность задиафрагмироваться на три ступени (2,8 - 4 - 5,6 - 8) до значения 1:8, и получить в кадре хорошую резкость не только на заднем плане, но и на переднем. Глубина резкости (ГРИП) заметно увеличилась. В прологе "На заре человечества" использовалась диафрагма 6,3 (промежуточная между 5,6 и 8). И вот из 100-кратного запаса мы уже израсходовали 8 крат (3 ступени, если снимаем на диафрагме 8) или примерно 6 крат (если снимаем на диафрагме 6,3) . У нас осталось в запасе (100:6=16,6) примерно 16-17 крат. Мы их потратим на увеличение площади экрана в 16 раз.

Размер экрана у С.Кубрика был 33,5 х 12 метров, площадь - 402 кв.м. По сравнению с экраном для рирпроекции, площадь увеличилась примерно в 15 раз (402:27=14,9 ).

Таким образом, переход от рирпроекции к фронтпроекции позволил увеличить площадь экрана примерно в 15 раз и при этом ещё задиафрагмировать объектив на 3 ступени.

И вот теперь, когда мы детально описали все стадии фронтпроекции, уже можно ответить на вопрос, поставленный в самом начале: Почему на белых скафандрах астронавтов не виден свет слад-проектора?

Да потому что от проектора идёт очень слабый свет. Основное назначение слад-проектора - создать "картинку" на световозвращающем экране. А для этого экрана световой поток должен быть в 100 раз меньше, чем для белого экрана. Другими словами, на белый материал скафандра от проектора света падает в 100 раз меньше, чем от прибора, имитирующего свет от солнца.

Подождите, я сказал в "100 раз меньше"? Нет, не так! Ведь от слайд-проектора идёт не чистый белый свет, проецируется серая гора. А серая гора ещё раз в пять уменьшает общий поток света от проектора. Таким образом на белый скафандр от проектора падает света примерно в 500 раз меньше, чем от "солнца". А широта фотопленки всего 1:32 - 1:40 (пять - пять с половиной ступеней). Фотопленка способна передать интервал яркостей, если этот интервал не выходит за диапазон 1:40.

Например, на серой шкале белое поле отличается от чёрного в 32 раза (80% : 2,5% = 32). Интервал яркостей 1:32. Считалось нормой, что фотоплёнка должна передать без искажений именно такой интервал от чёрного до белого, 1:32.

Стандартная серая шкала "Кодак", интервал яркостей 1:32 (от белого до чёрного).
Стандартная серая шкала "Кодак", интервал яркостей 1:32 (от белого до чёрного).

А если интервал отличается в 100 или в 500 раз, что почувствует фотоплёнка? Да ничего. Она просто не заметит такого слабого света.

Приведу пример, как мы делали практическую съёмку методом фронтпроекции. Эту фотографию, что вы видите ниже, я не редактировал и ничего не подправлял. Справа в углу находится фотоаппарат. Он производит съёмку через полупрозрачное зеркало. Сигнал с фотоаппарата выводится на маленький монитор над фотоаппаратом и одновременно - на большой телевизор. Слабый по мощности видеопроектор слева от зеркала проецирует вид замка. Половина света от проектора проходит прямо на чёрный лист бумаги, а другая половина света отражается полупрозрачным зеркалом и направляется на световозвращающий экран на фоне.

Освоение фронтпроекции в киношколе "Лестница". Фотоаппарат находится в правом нижнем углу.
Освоение фронтпроекции в киношколе "Лестница". Фотоаппарат находится в правом нижнем углу.

Кроме того, чтобы выровнять по цвету лицо и фон (лицо освещено прожектором с лампой накаливания), на проекторе был укреплён оранжевый светофильтр, который белый свет проектора приближал к свету лампы накаливания. Этот фильтр тоже ослабляет свет проектора. В результате на экран попадает так мало света, что даже глаз там ничего не видит. И наблюдатель, стоящий сбоку (откуда сделан этот снимок), тоже ничего не видит. И только фотоаппарат, установленный в месте схождения отражённых лучей (внизу справа), "видит" средневековый замок с голубым небом за спиной парня.

На световозвращающий экран светит видеопроектор.
На световозвращающий экран светит видеопроектор.

На следующей фотографии мы определяем место, где будет находиться фотоаппарат - я показываю световое пятно, где сходятся отражённые от экрана лучи.

-28
-29

А вот что в результате увидел фотоаппарат, стоящий на оси проектора:

Не судите строго, это самая первая наша проба!
Не судите строго, это самая первая наша проба!

Я уж хотел было поставить здесь точку и закончить статью, но вспомнил, что ещё не ответил на один вопрос, который был в комментариях. Звучал он примерно так: "А если астронавт пойдёт вперёд к проектору, он же ведь попадёт в пересвет. Чем ближе к проектору, тем выше освещённость на скафандре. Почему на лунных снимках мы не видим никакого пересвета?"

Уважаемые друзья! Тот факт, что освещённость зависит от расстояния (в два раза ближе подошёл - в четыре раза увеличилась освещённость, для точечных источников света) знаете не только вы, но это знают и работники НАСА. Поэтому на "лунных" снимках, где используется фронтпроекция, никто никуда не ходит.

Вот вам 8 чёрно-белых снимков с лунной горой на фоне, это из альбома "Аполлон-15". Специально захватил кадры, которые были ДО и ПОСЛЕ кадров с фронтпроекцией. Никуда астронавт не перемещается. К тому же в кадре стоит манекен.

12 последовательных фотокадров из альбома "Аполлон-15".
12 последовательных фотокадров из альбома "Аполлон-15".

По логике вещей,  если бы астронавт на самом деле оказался на Луне и фотографировал своего друга, то он, удаляясь от ракеты, сделал бы несколько снимков последовательно: например, сначала был бы снимок вблизи лунного модуля, потом, отойдя на несколько шагов, появилась бы серия снимков с астронавтом на переднем плане и лунным модулем у него за спиной, потом, удалившись ещё на несколько шагов, фотограф сделал бы пару-тройку общих планов «для всего человечества» с маленькой фигуркой астронавта и лунным модулем вдалеке. Но мы не видим такой последовательности, вместо этого все кадры (а тоже самое и в других аполлоновских "экспедициях") однотипно снимаются с одного и того же расстояния, в одном и том же ракурсе, и затем, в одни и те же заданные границы кадра вписываются (ставятся в кадр) нужные «элементы»: гора на фоне, лунный модуль, астронавт и электромобиль (ровер).

И чтобы не засветить прожектором экран с лунной горой, астронавта освещают прибором, направленным в сторону от экрана, задне-боковым светом.

Чтобы создать ощущение, что астронавт с фотоаппаратом приближается или удаляется от объекта съёмки, делали то, что отработано в кино: относительно неподвижно закреплённого экрана двигали большую платформу с астронавтом.

Единственное, что могла делать камера - это панорамировать немного влево или вправо. Ширина экрана составляла 32 метра, а в кадр входило 23-24 метра. Поэтому камера могла сделать панораму влево-вправо примерно на 1/3 ширины кадра, не более.

Цветный фотографии из альбома "Аполлон-15".
Цветный фотографии из альбома "Аполлон-15".

Приём фронтпроекции в "лунных" снимках выдаёт себя.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

а