«В шесть лет я хотел стать кухаркой, в семь — Наполеоном. С тех пор мои амбиции неуклонно росли». «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Фигерас (Figueres) — типичный каталонский городок.
По одной из версий название произошло от французского «figuerie» —«фиговая роща».
По другой, еще в VII веке до н.э. вестготы назвали поселение «Ficaris» —травянистое растение распространенное на болоте; значительные территории тогда действительно были затоплены стоячей водой.
Во II веке до н.э. римляне расширили деревеньку, важную остановку на Домициевой дороге, соединяющей Рим и центральную Испанию по суше.
В 1267 году король Арагона Хайме I Завоеватель выдал Фигерасу фуэрос.
В средние века и позже город играл важную роль в войнах между Францией и Испанией.
Строительство одной из самых больших в Европе цитаделей Сант Фернандо (Castillo de San Fernando) началось в XVIII, некоторое время в ней располагался французский гарнизон.
Сильно пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны, но быстро восстановился и сейчас привлекает миллионы туристов.
Почему?
Он такой один. Здесь родился, жил, творил и умер великий сюрреалист Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь (11.05.1904-23.01.1989).
Сальвадор Дали в 1974 году открыл в Фигерасе Театр-Музей, обеспечив процветание родному городу на все времена.
Сейчас объект входит в ТОП-10 самых популярных туристических достопримечательностей Испании.
И это действительно театр, построенный в 1849 году по проекту архитектора Жозепома Рока-и-Бросома. В 1918 юный Сальвадор выставлял в фойе свои первые работы. После Гражданской войны остались руины и обгоревший остов.
В 1961 году Дали поделился с мэром Фигераса Ромоном Гуардьоле планами по созданию музея. Непростого, а в своем собственном неповторимом стиле: «Я хочу, чтобы мой музей был единым блоком, лабиринтом, огромным сюрреалистическим предметом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».
Началась бесконечная бюрократическая тяжба между художником, муниципалитетом и Главным управлением изящных искусств. Чиновники из Мадрида одобрили финансирование только после того, как Дали согласился передать в экспозицию оригиналы картин; первоначально предполагалось использовать копии и фотографии.
Чтобы уступить и лишиться дохода от продажи полотен, сюрреалисту потребовалось целых 10 лет.
Личность Сальвадора Дали всегда окружали тайны; о его алчности, вообще, ходили легенды.
Например, он заявлял покупателю, что в красках использована значительная доля пчелиного яда, поэтому картина выглядит так необычно, и никак не может стоить меньше миллиона долларов.
Или говорят: любил посещать самые дорогие рестораны, причем всегда приглашал друзей, искусствоведов, критиков, журналистов пообедать за его счет. Блюда и вина заказывал самые дорогие. Щедрой рукой подписывал чек, обязательно оставлял на обороте несколько теплых слов о заведении. Естественно рестораторы не обналичивали такие чеки, их помещали на самые видные места в красивых рамочках. Прекрасный рекламный ход: «У нас обедает сам Сальвадор Дали».
К 1970 году бюджетные вопросы наконец урегулировали, реконструкция старого городского театра началась.
28 октября 1974 года символ международного поп-арта принял первых посетителей.
Фото Геодезического купола по проекту Эмилио Пересу Пиньейро заняло почетное место в туристических проспектах и путеводителях.
Еще через 10 лет к театру присоединили соседний дом Горгот, появилась еще одна безусловно узнаваемая деталь архитектурного ансамбля «Башня Галатея», последняя резиденция художника.
Дали погребен в центре зала под стеклянной сферой; согласно завещанию - по его склепу ходят люди.
Бывший театральный партер превращен в грандиозную инсталляцию. В окружении золотых манекенов (отдаленно напоминающих статуэтки Оскар) стоит машина со статуей «Великая Эсфирь» на капоте, колонна Траяна из автомобильных шин с фигурой раба (по мотивам работы Микеланджело «Восставший раб») на вершине; невольник держит лодку, из которой свисают синие дождевые капли.
Автор назвал работу «Car Naval. Rainy taxi» — «Карнавал. Дождливое такси».
Каждый элемент имеет глубокий скрытый смысл: Эсфирь олицетворяет месть и справедливость; Траян — один из самых успешных римских императоров, колонна в честь его побед установлена в Риме в 113 году до н.э.; лодка настоящая — подарок художника Гале (Елене Дьяконовой); синие капли — презервативы, наполненные краской (по одной из версий —Дали предполагал, что на этой барке его супруга плавала на укромные острова для свиданий с любовниками); творец, разорвавший цепи условностей в образе раба.
Сюжет навеян простой житейской историей. Однажды Дали попал под сильный ливень, мимо проезжали теплые уютные такси, ни водителям, ни пассажирам не было дела до промокшего художника.
Поэтому рядом с авто установлен монетоприемник. Опускаешь евро и в салоне начинается дождь, одновременно раскрывается зонтик, укрепленный на мачте лодки.
Театр-Музей называют самой большой и последней сюрреалистической работой Сальвадора Дали.
Это единое произведение, уникальный мир творчества, наполненный символизмами. И далеко не все мистификации нам (простым обывателям) понятны. В любом случае, картину «Обнажённая Гала, наблюдающая за морем», «Галерею ветров», комнату «Лицо Мэй Уэст, которое можно использовать как квартиру»
и прочие экспонаты (более 1.5 тысяч) из личной коллекции Дали посмотреть очень интересно.
На лестнице, ведущей от музея к улице Carrer de la Jonquera, установлен памятник Исааку Ньютону.
Яблоко аллегорически объединило закон всемирного тяготения с плодом познания, съеденным Евой.
Отверстие в теле великого физика символизирует открытость миру, а в голове — объективность.
Фигерас находится всего в 140 км от Барселоны. Театр-Музей Сальвадора Дали отлично расширяет границы привычного восприятия.
Спасибо за внимание!
Каталония. Барселона. Гауди и Саграда Фамилия.
Каталония. Барселона и гений Гауди.
Другая Испания. Кантабрия. Комильяс - история о социальной ответственности