Рассказ, написанный в 1926-ом году, на врачебную тему, но не входящий в цикл "Записок юного врача". Рассказ больше походит на повесть, потому как занимает больше литературного пространства, чем какой-либо рассказ из "записок"; этот рассказ имеет несколько глав - совсем как какая-нибудь "Собака Баскервилей" Дойля. Ко всему прочему, этот рассказ контрастен по настроению с примыкающими - в "записках" повествование носит скорее оптимистический характер тяжкой доли врача в глухой провинции, "Морфий" же это полотно в депрессивных и безнадёжных тонах, повергающее в уныние.
Данное произведение - есть одно из самых популярных булгаковских творений, поэтому, думаю, все знают сюжет. Мне бы хотелось лишь высказать наблюдение по поводу значения музыкальной культуры в рамках этого рассказа.
Доктор Сергей Васильевич Поляков душевно травмированный человек. Он травмирован неудачей в личной жизни. От него ушла жена, певшая партию Амнерис из "Аиды" в оперном театре. Но любовь Сергея Васильевича к жене от этого не угасла - она лишь притупилась, запрятатанная в глубины души, и он с тех пор вёл свою несчастливую жизнь ,закрытый от всех и мрачный. Глухая земская больница, снежная пустыня, морфинизм в конце концов - всё это схоже как подземелье для смертника Радамеса, да только булгаковский Радамес покидает жизнь без своей Аиды. Отчаянная тоска, наркотическая зависимость - от всего этого герой видит спасение лишь в смерти.