Задача видится невыполнимой — написать о нем без иронии, некрасивого снобизма и хохота за кадром. Прости меня, милая добрая Акаба, но без смеха о недавних гастролях вспоминать просто не могу. Разве что…
Понимаете, какая штука. Это ведь для гостей Акаба - центр туризма. Здесь Красное море, отели, сюда чартеры из России и копеечный Ryanair из Европы, здесь торговля и толкотня на улицах, это отсюда на экскурсии в древнюю Петру, "марсианскую" Вади Рам и на Мёртвое море… Но для самой Иордании Акаба — вполне себе дальнее захолустье с очень редкой масштабной развлекательной движухой.
Правда, в этом году случился гвоздь сезона! Недавний концерт сладкоголосого Амра Диаба (этакого египетского "Баскова") с билетами по 30к в пересчёте на наши рубли, это что-то запредельно редкое. Да и вряд ли тот концерт могло себе позволить большое количество местного народа, на него сами же египтяне понаехали да столичная публика.
Другое дело — народный цирк с билетами по 100 рублей!
В общем, все пошли, и я пошла)) Так получилось, что пошла даже два раза, и этот двойной опыт сделает статью не просто набором фото крайне слабеньких номеров, но и добавит чуть серьёзности и вопрос к мусульманам.
Да, опять дилемма про "Ислам один — мусульмане разные".
Нет, напрасно про вопрос. Консенсуса не будет по поводу того, разрешён в исламе цирк или не разрешён. Наши кавказские шейхи в ответ на такой вопрос делают "страшные глаза" и отвечают жёстким НЕТ. При этом Духовное Управление Мусульман Татарстана организовывает поход в цирк для детей-сирот и не видит в том никакого греха, а наоборот, говорит, что "цирк – это радость, знакомство с животным миром и возможностями человеческого тела. Это яркие краски и всеобщее веселье".
Иордания же, как обычно, старается балансировать где-то между с её, похоже, традиционным во всем: "Если нельзя, но очень хочется, то немножко можно".
А теперь наконец идем смотреть на арабский цирк!
День первый. На разогреве в "фойе" шарики, фонарики, карлики, клоуны на ходулях, фокусники и гадалки (как?! "колдовство" же запретное?).
Живая музыка со сцены — как? Акаба ведь ощутимо консервативный город, а музыка тоже запретна? Начало, и — ой, гимнастки! Полуголые — сами, полуодетые — девахи с файер-шоу. Как?!
А потом начался центральный номер — тот самый цирк с конями!
Я не смогу нормальными словами передать всю комичность и бестолковость этого действа)) Симпатичные ребята с выдутыми будто прямо из штанов "лошадьми", которые толком ничего и не делают, кроме как встают периодически "на дыбы")))
Чтобы не ржать той лошадью посреди честнОй арабской публики, я потихоньку за этой публикой стала наблюдать. И "простила" наивное цирковое арабское искусство, вспомнив своё постоянное ощущение: арабы — это такие большие взрослые, которые на самом деле навсегда дети.
Не фотографировала их глаза в моменты, когда было непонятно, чьи распахнуты шире, папины или его ребенка)) Неловко было, нехорошо это — подглядывать.
Эти, пожалуй, увлеклись уж очень крепко, даже слишком, про пацана совсем забыли...
Но зато женщины! Вот где арабские женщины были во всей красе своей знаменитой сдержанности. Ни один мускул не дрогнет! Эмоции публично? Ну, нет. Разве что тенью иногда...
А, может, причина была в другом. Может, эмоции бушевали совсем другие. Может, бесило, когда мужья смотрели не на мыльные пузырики, как правильные папы…
...а вот так))
И был день второй. День, после которого я почти уверена: день первый кому-то в консервативной Акабе сильно не понравился. Гитара? Какая еще гитара? Фокусник, гадалка? Нет уж, дорогой, полная переквалификация! На ходулях клоуны? Нет уж, ребята, патриотичные воины-бедуины. Гимнастки?! Да вы с ума сошли! Культурно одетый акробат-мужчина))
Но с первого и до последнего дня осталось это. Да, это вроде бы пение — но не пение. Это вроде бы под музыкальный инструмент — но дафф (или тамбурин, я не спец, простите) для отбивания ритма и потому не считается. Пели нашиды — тот вид пения, который примиряет полных отрицателей музыки в исламе и тех, кто считает, что она допустима, но не любая.
Нашид - вид пения на мусульманские религиозные мотивы. Определение звучит сухо, но на самом деле это может быть невероятно красиво. Отбивают ритм на даффе или ладонями. Поют сольно, поют группой мужчин. Поют на множестве языков мира, не только на арабском. Всегда едино в нашидах одно - поют о служении Богу, о жизни пророка Мухаммеда, о добродетели, о любви к родителям...
В общем, это уже никакой не цирк и просит отдельного рассказа. Вот прямо поняла, как хочу поделиться с вами своими любимыми и красивыми до замирания сердца. Однажды так и будет, вот увидите! И услышите)