Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Советский рукописный девичий рассказ "Марийка".

Новак В.А. Молодежь встречает рассвет. 1985 Искала подходящую картинку - нашла эту типичную советскую живопись 80-х. Ирония в том, что автор - из Одессы. Почему ирония? А вот читайте рассказ)) http://oknasocrealisma.com/paintings/nagrazhdenie-peredovikov-4/
Новак В.А. Молодежь встречает рассвет. 1985 Искала подходящую картинку - нашла эту типичную советскую живопись 80-х. Ирония в том, что автор - из Одессы. Почему ирония? А вот читайте рассказ)) http://oknasocrealisma.com/paintings/nagrazhdenie-peredovikov-4/

У старшеклассниц, а иногда и у школьниц 6-7 класса иногда водились особые тетрадки. Это не были "Анкеты", "Эстафеты" или песенники, бродившие по рукам совершенно свободно. Это были тетрадочки, где под голубыми, коричневыми и красными обложками таились такие страсти, что куда там ФедорМихалычу Достоевскому или Льву Николаичу... В таких тетрадочках трепетно, красивым почерком были записаны стихи про любовь, а иногда и рассказы. Интересно, что песенники, стихи и анкеты украшались обильно вырезанными картиночками, цветочками-рисуночками, птичками-сердечками, а вот рассказы не иллюстрировались. Мне, по крайней мере не попадались тетрадки с рисунками...

Рассказы были неизвестно, чьи. Никогда они не подписывались. Но - активно переписывались. И правду сказать, почитать о любви девочке-девушке было особо негде. Взрослая серьёзная литература про любовь - она была именно что про взрослых. Нет, ну Джульетте, вроде бы, было тринадцать, но осилить Шекспира могла далеко не каждая девушка-подросток. Была, конечно, ещё "Дикая собака динго", но там тоже любовь была какая-то... пионерская. Читать про неё было интересно до тех пор, пока не приходилось беспокоиться о стремительно растущей груди и неясных волнениях тела. Тетрадочки с такими рассказами тщательно прятали, потому что какая же мама одобрит истории, где у семнадцатилетней девушки появляется ребенок, где измены заканчиваются тем, что очередная Алёнка "изменившимся лицом бежит пруду", а то и вообще кто-то кого-то убивает из страшной мести! Был ещё небольшой цикл рассказов, хмм... слегка эротических, хотя писались они явно теми, кто об этом деле имел представление теоретическое - "Девчонки в лагере рассказали ТАКОООЕ!!!"

Когда мне попался на глаза увесистый томик вполне солидной культурологической работы "Рукописный девичий рассказ" С. Борисова, я вцепилась в него с полным восторгом. Перечитать знакомые рассказы порой бесценно. Читать это серьёзно можно лет в 15-17, потом эти творения читать возможно только утирая на каждой странице слёзы... от смеха. Битком набитые штампами, невообразимыми "красивыми оборотами" и лютой сентиментальностью, они, конечно, были продуктом своего времени - тем и интересны.

Нашелся в книге и рассказ, который я прочитала в школьном детстве одним из первых - "Марийка". Делюсь.

Мария — богиня любви и красоты, верности и счастья. Мария! Марийка! Маша!
Умер человек. Люди, слышите? Умер человек. Послушайте, [отложите] на минутку свои дела. Послушайте о Марии.
Ее звали Марией, а для многих — Марийка. Она сидела на последней парте 10-Б класса 42-й Одесской школы. Была она невысокого роста, с очень правильными очертаниями фигуры. Золотые локоны волос падали на плечи, оттеняя ее голубые глаза. Смеялась она звонким смехом. Не один парнишка вздыхал по ней, но она ни с кем не дружила. Многие считали ее гордячкой и недотрогой. Только один парень по имени Алеша понимал ее.

С самого начала ясно - в финале рыдать будет весь класс. И штампованная красота с золотыми локонами, голубыми глазами и "правильными очертаниями фигуры" только усугубит ситуацию. Красивых жальче.

Но однажды:
«Передайте, пожалуйста, на билет».
«Вот вам билет».
Она протянула руки и увидела перед собой юношу высокого роста, с черными волосами, голубыми глазами и чуть-чуть пробивавшимися юношескими усиками. Они смотрели друг на друга. Кто-то хихикнул: «Еще расцелуются». Но они не обращали внимания. Вот и остановка. Стоя у входа, Мария оглянулась, а он, выйдя из оцепенения, сказал:
«Спасибо. Как вас зовут?»
«Мария».
Она соскочила с подножки и побежала к подъезду. А он стоял у окна и смотрел на эту девушку и думал: «Это она, я ее найду». И он нашел. Его звали Сергей. Был он студентом I курса геологоразведочного института. Ему было 19 лет, а ей — 17. Они часто встречались, катались на лодке, ходили на пляж, в кино, часто бродили по городу.

В общем, как сказал классик, "Любовь выскочила перед нами, как из под земли, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!" Между прочим, да простят меня поклонники Булгакова, которого я тоже люблю искренне, фразочка эта - как раз для вот таких тетрадочек...

Вообще пара "школьница - студент" довольно популярная штука в сюжетах школьной сентиментальщины. Встречаться со студентом же гораздо интереснее, чем с одноклассниками или даже со старшеклассниками! Это было... престижно. На вопрос "А с кем это ты вчера шла?" - можно было небрежно ответить: "Да так... Студент Политеха..."

Этот вечер был последний, который они провели вместе. Они вышли к морю и сели в лодку. Здесь они поклялись всегда быть вместе и решили, что Мария тоже станет геологом.
«Сергей, давай назовем эту скалу скалой «Вечной юности». Ведь она принесла нам много счастья. Мы вечно будем молодыми».
«Мы найдем свой металл, и если я его найду, то назову «Мария»».
«Ах, ну что ты, Сергей! Я непременно стану геологом, и мы найдем свой металл, найдем вместе».

Прекрасный диалог. Так и вижу Дмитрия Иваныча Менделеева, задумчиво чешущего шевелюру в раздумьях, куда вставить в таблицу металл, простигосподи, "Мария".

А ещё представляю передовицу "Социалистической индустрии": "В VIII пятилетке Днепропетровский мариеплавильный комбинат выплавил 100 000 тонн марии!" Но вернёмся к повествованию:

«Мария, а на нашу скалу придут новые влюбленные, и они, может, назовут ее скалой «Верности». И она всем будет приносить счастье. Верно?»

Ай, просто-таки отсылка к сентиментализму XVIII века! Там "Езда в Остров любви", тут скала "Вечная юность". Прелееестно!

«А посмотри, какое море! Как только могут лежать мертвые, когда вокруг так красиво».
«Ну, Марийка, забудем мертвых, ведь я даже на выпускном вечере не буду. Но я буду в мыслях с тобой».
«Сергей, я буду пить за тебя, за любовь, за жизнь».

Ну тут ясно, что дело добром не кончится. Нагнетает автор, нагнетает...

Долго они еще говорили о своем. Вставал рассвет, а они не хотели расставаться. И было так хорошо вместе, здесь, на скале «Вечной юности». Здесь они узнали радость и сладость первого поцелуя.
Он уехал, а она еще долго стояла у причала и смотрела вдаль, куда уехал ее Сережа.

Первый поцелуй вообще вещь важная. Главное, чтоб по любви! Советские школьницы изучали на уроках ныне забытого Чернышевского - роман "Что делать?", где приличную девушку Веру Павловну наставляет дама полусвета, содержанка Жюли: "Умри, но не давай поцелуя без любви!" и весь дальнейший социальный пафос романа после этого пропадал во мраке.

Наступил вечер, выпускной бал, все такие взволнованные и радостные, особенно Мария. Гремела музыка, бокалы, слышался смех, тосты, напутствия. К концу бала все чувствовали себя устало, но к морю пошли всем классом. Вместе встречали рассвет. 45 пар глаз смотрели вдаль.

Гремела музыка и бокалы... 45 пар глаз смотрят вдаль... Красиво-то как! Мечта девятиклассницы.

Коллективная встреча рассвета действительно давняя традиция, размноженная всей советской культурой. Такой рубежный переход, инициация, что ли?

Вот вперед вышел комсорг класса Алексей Локтев:

«Смирно! Торжественную прощальную линейку 10-Б класса считаю открытой. Мы собрались в последний раз вместе. А завтра мы уходим в самостоятельную жизнь. У каждого из нас своя дорога, своя судьба. Я предлагаю 1 июля через 6 лет встретиться, где бы ни были. Рабочий, учитель, инженер, геолог, мы должны вернуться в наш портовый город. Вот ты, Мария, что ты скажешь?»
Мария подошла к Алексею и сказала:
«Милые мои, какие вы все красивые на склоне виднеющегося солнца. Что я могу сказать? Пожелаю всем одного: быть счастливыми, добиться своей цели, творить, создавать и, конечно, любить. За встречу! Клянемся!»

"Склон виднеющегося солнца" радует особенно. Кто понял, что имелось в виду, отпишитесь, я бессильна.

Начали расходиться. Мария подошла к скале «Вечной юности». Она не слышала, как сзади подошел Алексей и остановился, любуясь ею:
«Тебе не холодно?»
«Нет, Алеша».
Но он набросил на ее плечи пиджак и пошли рядом. «О ком ты думаешь, Марийка, о Сергее?»
«Да, Алексей, и еще, я думаю о том, что настала юность, самая горячая пора в жизни».
«Ты права, мы уже не дети. Да, жалко прощаться со школой, с друзьями, а особенно с одной».
— Не надо, Алеша!

Пиджак на плечах - тоже из советского кино. Хорошо бы ещё шел проливной дождь, тогда жертвенность парня видна ярче, но тогда весь наивный символизм "горячей юности" на фоне "склона солнца" пропадает. Нет в мире совершенства!

— Ты, конечно, будешь геологом, будешь искать с Сергеем полезные ископаемые и вы обязательно найдете. Вы будете вечно молодыми.

О, как ловко авторское коллективное бессознательное закидывает удочку! Марии осталось совсем недолго и она-то точно останется вечно молодой...

Они шли рядом на небольшом расстоянии друг от друга. Шли молча, но это молчание понятно без слов. Мария поняла, что Алексей любит ее, любит нежно, светло, но она любит другого...
— Алексей, будем друзьями на всю жизнь, хорошо?
— Да, Мария, будем.
— Не надо провожать меня дальше, я пойду сама, здесь недалеко. Прощай, я верю, что ты станешь хорошим капитаном.
— Прощай, Мария.
Они расстались, ни один из них не предвидел, что утром случится страшное...

Ну ясен день, что случится! Только надо бы как-нибудь героиню того... героично убрать. Нелепо подавиться вишневой косточкой из вареника - не наш путь.

Ну, раз море под боком - давайте используем то, что есть. Только туману побольше напустим:

Он не бежал, а летел к морю. Растолкав толпу, он увидел Марию. Она лежала на песке в голубом купальнике. А рядом с Марией сидела девочка лет 10. Алексей наклонился над Марией: «Мария, ты слышишь?» Ей сделали искусственное дыхание, вызвали «Скорую помощь».

Думаете, спасала тонущую девочку? А вот и не понятно...

Об скалы побило прибоем? А чего девочка тогда целая? Да ещё и Алексей прёт куда-то Марию на руках, видимо, навстречу скорой:

Алексей встал на колени, взял ее осторожно на руки и пошел по откосу. Он шел прямо, не стесняясь, смотрел вдаль смелыми глазами, а рядом шла девочка. Вот и «Скорая помощь». Марию увезли, а он остался один.

Ага. Травмированный череп свисает с руки, усугубляя кровоизлияние, осколки переломанных ребер смещаются черть-те куда, добавляя болевого шока. Зато трагично и навстречу "Скорой". Без стеснения.

Вишенкой диалог в больнице - сначала с врачом:

Большая потеря крови, пролом черепа, переломы четырех ребер, мы не в силах помочь. Голову не забинтовали. Она скоро умрет, но держитесь, Алексей, вы же мужчина.

Ну допустим. А теперь представьте, как всё это дело выглядит в представлении бытописательницы:

Алексей вошел, его поразила белизна палаты. Мария странно улыбалась. Он подошел и сел рядом. Казалось, она только что проснулась. Только небольшая царапина на ее лице напоминала о случившемся. Ее волосы были разбросаны по подушке, а глаза нежно и ласково глядели на Алексея.
— Мария, что с тобой?
— Ничего, просто немного поражена, но думаю, тебе врач сказал. Не отрицай, не утешай, я все понимаю. Алексей, для меня ты был другом, ты всегда мне помогал, помогаешь и сейчас. Сегодня меня не станет.

Поразительное самообладание. Видимо, удар пришелся в затылок и Мария лежит с не забинтованным раскроенным черепом на подушке, раз уж на лице одна царапинка. Кровища впитывается в подушку, видимо.

Дальше следует душераздирающий монолог про соловьёв, поющих над могилою, про геолога и капитана, которые придут с металлом и ракушками и про встречу с 44 одноклассниками через 6 лет на могилке.

На описание похорон автор тоже не поскупилась: тут тебе и гроб в "большом зале школы" и старенькая бабушка, и "мать Марии умерла" - то ли вообще, то ли вот на днях. Но это ж надо, чтоб красиво! Юные девочки очень любят романтизировать смерть - "И вот лежу я в гробу вся такая в белом платье и локонах... а в гроб положите ЕГО письма!"

А в гробу, обитом красным бархатом, лежит девушка с золотыми волосами и пепельными ресницами, а глаза открыты и блестят морской голубизной. Пухлые губы по-детски улыбаются всему, даже смерти.

Какие там открытые голубые глаза?!

Похоронная процессия прочувствованно тянется к кладбищу у скалы "Юность". Ага. Там ещё и кладбище у моря было. Двойной "романтик"!

Ну и у могилки, стало быть, любимой, комсорг встаёт на колени и держит речь в традиционном духе "Ты туда, а мы здесь", и в финале наконец-то закрывает Марийке глаза.

Через три дня на могилу приходит Сергей, и Алексей передаёт ему последнее письмо Марии.

Слезы хлынули из глаз Сергея.

«Мария, милая, ненаглядная. Я найду свой металл и назову твоим именем, это будет твой металл, это будет наша любовь. Я никогда не изменю тебе, единственной. Я воспитаю детей чужих, возьму из детдома. Я к тебе каждый день приходить буду и буду приносить цветы. Эту священную землю я возьму на память с собой. Прощай, Марийка. До встречи. Я буду приходить к тебе всегда. А за твоей могилой будет ухаживать Анжела. Я потом вернусь в этот город и стану врачом, чтобы никто не умирал».

О как. Вот это любовь! - должны в этом месте вздохнуть читательницы и утереть щедрую солёную слезу. Анжела - это та мелкая девчонка, которую Мария вытащила из воды. Хорошее пионерское поручение даёт девочке комсомол - ухаживать за могилкой.

Но абсурд продолжает набирать обороты - писательница, упиваясь мечтой о вечной несокрушимой любви бросает в топку творчества последние осколки здравого смысла... где они бесследно исчезают:

Прошло 6 лет. У могилы № 1205 многолюдно. 1 июля собрались все одноклассники Марийки. У могилы стоит капитан в белом кителе — это Алексей Локтев:
«Мария, я стал капитаном. По просьбе экипажа корабль носит название «Мария». На вопросы в иностранных портах: «Кто такая Мария?» мы отвечали, что это богиня любви и красоты, верности и счастья. И все преклоняются перед твоим именем. Я нашел свое счастье — это Анжелика. Я привез тебе морскую раковину, ты же просила. Она будет напоминать тебе о море, о жизни, о любви, о Сергее».

Угу. В порт, значит, условного Стамбула заходит советский корабль. "Кто такая Мария?!" - восклицают таможенники в мундирах и усатые грузчики в робах. "Это богиня!" - отвечают советские моряки, коммунисты и комсомольцы. И турки поражаются и преклоняются... Опустим завесу молчания, выражаясь красиво.

Та мелкая девчонка Анжелка выросла, и если 6 лет назад её было 10, а теперь она, значит, счастье капитана? Интересные дела...

А вот и Сергей пришел:

«Мария, я пришел к тебе, я нашел свой металл, его назвал твоим именем «Мария». Я заочно учусь на врача. У меня растут дети: Сергей и Мария. Они не могут прийти, им всего по 2 года, но скоро мы навестим тебя. Их мать — это ты. Они все спрашивают о маме. После расскажу им о тебе. В подарок принес металл. Талисман во многом мне помогал, он моя вера и счастье.

Геолог заочно учится на врача? На нейрохирурга, видимо. Чего по мелочам-то размениваться, любовь и не такие чудеса творит! "Мария, поздравляю, у тебя два года назад появились дети, я им потом скажу, в какой ты могилке". Нет, это какой-то сюр!

Прошло 14 лет. У могилы Марии выросли дуб и береза. За ней присматривает Анжела — жена Алексея. Она растит их, воспитывает и работает в геологоразведочном институте.

Бедная девочка Анжела, теперь ей 30 лет и она воспитывает дуб и берёзу. Жаль, никак не получается дать им хорошее образование - учителя отказываются ходить на кладбище.

Ежедневно сюда приезжает седой геолог. Вот и в этот жаркий июльский день сюда пришли трое: мужчина лет 40, парень и девушка лет 10. Они подошли к могиле и сели на скамью.

Всё-таки геолог... Не получилось из Сергея врача! Эх, не судьба! А, нет, дальше выясняется, что он работает в поликлинике и читает геологам лекции... О гигиене и здоровом образе жизни? Или о кристаллографии - но тогда почему в поликлинике? Развожу руками.

А дети потеряли где-то аж шесть лет. На момент последнего визита им по 2 года, прошло 14, а тут десятилетние парень и девушка? Мистика какая-то!

Ну и в финале, конечно, должна быть мораль:

Он сидел, а я смотрела на него и думала:
«Сколько мужества и силы воли нужно для того, чтобы через всю жизнь пронести образ любимой, сохранить для нее свою верность и любовь, и он сохранил, он сумел сохранить.
Он достоин ее любви, ее верности, достоин ее чувств.
Это была настоящая любовь».

Всё, утёрла слёзы от смеха, вспомнила своё бестолковое советское детство, коричневую тетрадку, которую принесла одноклассница Маринка (утащила у старшей сестры, потом Маринке от сестры влетит - сестра какую-то бумажку хитро вкладывала под обложку, чтобы знать, брал кто-нибудь её тайное сокровище или лежало оно нетронутым), вспомнила первые переживания - пригласит ли симпатичный мальчик на дискотеке на танец, пойдет ли провожать... Милые, наивные, смешные детские истории...

Улыбнулись? Ставьте лайк - это поможет и другим пользователям увидеть историю в ленте. Подписывайтесь - и читайте новые рассказы о маленьких историях большого СССР!

Вам нравится советский фольклор? Читайте

Жыстокий романс про сиротку, злую мачеху и отца-убийцу

Остаюсь с вами - ваша Умная Эльза и её Чердак забытых историй!

#cccp #советский быт #нарратив #рукописный рассказ #80-е годы #фольклор #советский фольклор #советское детство #ностальгия по ссср #советская школа