Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Бодхисаттвы избегают причин, обычные люди страшатся последствий!

Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!

Следующее письмо патриарха Инь Гуана (1861—1940 гг.) было адресовано мирянину Вэй Цинь-чоу. А, впрочем, всё необходимое сказано в коротком вступлении к самому письму!

Приятного и познавательного чтения!

-------------

(В доме Вэй Цинь-чоу случился пожар, он сгорел дотла. Вэй лишился всего, что имел. Его жена потеряла рассудок и тяжело заболела. Тяжело переживая свалившиеся на него несчастья Вэй перестал отличать добро от зла, хорошее от плохого. Мастер Инь Гуан написал это письмо для того, чтобы утешить его и поддержать советом).

♦♦♦

В третьей главе Лотосовой сутры говорится:

…В Трёх Мирах нет покоя.
[Они] подобны горящему дому,
Наполнены страданиями и страхом,
Горестями непрекращающихся рождений,
Старости, болезней и смертей,
И это пламя горит в них постоянно.[1]

Это действительно страшно.

Тем не менее, через такие обстоятельства, как счастье и несчастье, хаос и гармония, страдание и радость люди порой достигают пробуждения... Средства его достижения не являются постоянными и одинаковыми для всех. Для мудрых, которые умеют приспосабливаться к обстоятельствам и находятся в гармонии со своей судьбой, нет несчастий, которые не являлись бы удачей, нет противоречий, которые не вели бы к гармонии, нет страданий, которые не несли бы радость.

Источник: pinterest.ru.
Источник: pinterest.ru.

Поэтому мудрый человек пребывает в мире с самим собой и с другими, живёт в согласии с судьбой, не обижается на небеса и не винит ни в чём своих ближних, всегда уравновешен и спокоен независимо от обстоятельств. Древние говорили:

Будучи богатым и знатным находись в согласии с богатством и знатностью; будучи бедным и убогим он находись в согласии с нищетой и лишениями; среди грубости и пошлости находись в согласии с грубостью и пошлостью; среди бед и несчастий находись в согласии с бедами и несчастьями...

Являясь добрым человеком, вы ещё не понимаете сути конфуцианства и буддизма. Поэтому приключившиеся с вами несчастья повергли вас в смятение. Позвольте же мне привести несколько примеров, чтобы вы могли лучше разобраться в случившемся.

♦♦♦

Нет ничего ярче и выше, чем Небо и Земля, Солнце и Луна. Однако, как только Солнце достигает зенита, оно начинает клониться к закату; когда Луна становится полной, её диск начинает уменьшаться. Высокие горы сменяются глубокими ущельями, а огромные океаны — садами тутового дерева. Так и человеческая жизнь: успехи и неудачи, что случаются с нами на жизненном пути, как и все другие изменения, суть — обычное течение жизни.

С древних времён и до наших дней превосходил ли кто-нибудь в нравственности и добродетели Конфуция? И тем не менее, даже он был окружён врагами, его жизнь постоянно находилась под угрозой. Однажды он находился на грани полного истощения, а в другой раз вынужден был, скрываясь, долго жить в одном уезде, несмотря на всё своё стремление путешествовать и распространять учение. Более того, его единственный сын внезапно скончался не дожив и до пятидесяти лет.

Конфуций и ему подобные были великими мудрецами и святыми людьми, но и они не могли избежать несчастий. Однако, они знали, как жить в гармонии с обстоятельствами и поэтому умели сохранять в своём сердце мир и покой.

♦♦♦

В течение всей своей жизни мы строим всевозможные планы и совершаем различные действия, но, оглянувшись назад, мы понимаем, что все они, по сути, вращаются вокруг вопросов о еде, одежде и желании оставить какое-нибудь наследство своим детям. Однако, что касается еды, то для насыщения достаточно миски супа и свежих овощей; зачем же стремиться к изысканным блюдам из морепродуктов и горам деликатесов? Что касается одежды, то и самое простое облачение в полной мере может защитить и согреть нас; какая польза от шкафа, полного парчи и атласа? Наши дети могут учиться, заниматься земледелием или небольшим бизнесом; какая польза от богатства, измеряемого миллионами?

Подумайте, смог ли кто в истории Китая превзойти императора Цинь Ши-Хуанди в его способности плести интриги ради славы и богатства для своих потомков? Этот жестокий правитель покорил шесть царств, сжёг множество книг, предал земле живыми тысячи учёных и конфисковал всё оружие, переплавив его в колокола. Всё это было предпринято для того, чтобы держать народ в невежестве и повиновении, дабы предотвратить его негодование и восстания. Однако, с восстанием Чэнь Шэ[2], герои стали появляться повсюду. После смерти Цинь Ши-Хуанди его империя не просуществовала и нескольких лет, и все его прямые потомки были преданы смерти. Император полагал, что его потомки будут процветать, но они, в конце концов, потерпели поражение и всё потеряли.

Подумайте, может ли кто-то быть настолько велик, как Сын Неба (Император), чьё богатство простирается за пределы четырёх морей? Но даже он не может обеспечить прочного богатства и счастья для своей семьи и потомков, что уж говорить об обычных людях, которые на протяжении бесчисленных кальп накапливали дурную карму, непоколебимую, словно земная кора, и глубокую, как океан! Как вы можете гарантировать, что ваша семья будет процветать вечно, ваши потомки всегда будут счастливы и несчастья обойдут их стороной?

♦♦♦

Вы должны знать, что всё в жизни по сути является иллюзорным, подобно сну или фантазии, мыльным пузырям, тени, росе или молнии, отражению луны в воде или цветов в зеркале, мерцающему миражу под палящим солнцем, призрачному городу гандхарвов[3] — они не истинны и не реальны. Только Природа Разума вечна и неизменна и охватывает и прошлое, и настоящее. Но, хотя она не изменяется и не умирает, она всегда действует в соответствии с Причиной и Условием.

Если условия побуждают нас к чистоте и совершенствованию, мы станем Архатами, Пратьекабуддами, Бодхисаттвами или Буддами. Уровень наших достижений будет зависеть от глубины наших добродетелей. Если же условия располагают нас к заблуждениям и невежеству, мы окажемся на путях в миры богов, людей, асуров, животных, голодных духов или попадём в разнообразные ады. Продолжительность нашего счастья или страданий зависит от груза наших грехов или добродетелей.

Тех, кто не знает Дхарму Будды нельзя винить, но почему вы, являясь истинным буддистом, не используете свой печальный опыт для того, чтобы ясно увидеть жизнь, повернуться от заблуждений к пробуждению и, целеустремлённо Декламируя Имя Будды, устремиться к возрождению в Чистой Земле и вырваться из круга Рождения-и-Смерти? Разве это не превратит небольшое несчастье в великое благословение?

Итак, я указал вам выход из вашего затруднительного положения. Почему же вы по-прежнему беспокоитесь и терзаете себя, мечтая о том, чтобы потерять рассудок? Если вы из-за чрезмерных переживаний загубите свою жизнь, вы не только останетесь на протяжение многих жизней прикованным к Колесу Рождении-и-Смерти, но и ваша больная жена и осиротевшие дети останутся без средств к существованию. Таким образом, всё, что вы сделаете, это причините вред одновременно и себе, и другим. Как вы можете быть столь беспечны?

♦♦♦

Сутры учат:

Бодхисаттвы избегают причин, обычные люди страшатся последствий.

Чтобы избежать страданий как результата своих действий Бодхисаттвы заранее устраняют негативные причины. Таким образом их плохая карма исчезает, а добродетели будут накапливаться до тех пор, пока они не станут Буддами. Обычные же люди постоянно создают причины для страданий, но в то же время хотят избежать их. Они ничем не отличаются от тех, кто боятся собственной тени, но постоянно прячутся под лучами солнца. Смогут ли они избавиться от неё?

Многие люди ждут, что на них прольётся дождь из благословений после того, как они совершат несколько добрых дел. Когда же они, вопреки ожиданиям, сталкиваются с неприятностями, они сразу же думают, что “делать добро — к несчастью; Причины и Следствия не существует”. С этого момента они забывают свой пробуждённый настрой, отказываются от него и начинают поносить Дхарму Будды. Эти люди не понимают, что “Причина и Следствие охватывают три жизни” и “Сознание может изменить окружающий мир к лучшему”.

Что значит “Причина и Следствие охватывают три жизни”? Например, в этой жизни мы можем совершать добрые или злые поступки, в результате чего мы приобретаем заслуги или терпим лишения. Это — пример текущего воздаяния.

Если мы совершаем добрые или злые поступки в этой жизни, а приобретаем заслуги или терпим лишения в следующей жизни, то это — пример воздаяния, получаемого в следующей жизни.

Если мы совершаем добрые или злые поступки в этой жизни, а приобретаем заслуги или терпим лишения в третьей, четвертой или даже в десятой, сотой, или тысячной жизни, или же по прошествии бесчисленных кальп в будущем, это — пример воздаяния, получаемого в далёком будущем.

Временные рамки для получения воздаяния не ограничены ничем. Но, как бы ни было, для того, чтобы иметь “последствия”, необходимо, чтобы в прошлом была создана “причина” для них. Это является естественным ходом вещей.

Каким образом “Сознание может изменить окружающий мир к лучшему”? Возьмём, к примеру, человека, совершившего злодеяние и обречённого на бесконечные страдания в адах. Предположим, что этот человек оказался донельзя напуганным этим, раскаялся, стал развивать бодхичитту, изменил свой образ жизни, начал читать сутры и Декламировать Имя Будды, стал практиковать сам и призывать к этому других, стал стремиться к возрождению в Чистой Земле. Благодаря такой искренней перемене его предыдущая злая карма, приведшая его в ад, рассеивается и становится меньше. Так, например, он может быть презираем другими людьми, страдать от болезни, прозябать в нищете или всю жизнь его могут преследовать неудачи во всех начинаниях. Пережив такое незначительное воздаяние этот человек может покинуть Колесо Рождения-и-Смерти и войти в “поток мудрых”, ведущий за рамки обычного мира. Как гласит Алмазная Сутра:

Если добрый муж или добрая женщина, заучившие, прочитавшие и изучившие эту сутру, будут презираемыми людьми, если эти люди будут презираемы по причине содеяния в прежних жизнях преступных дел, ведущих по пути зла, то все равно в этой жизни следствия тех дурных дел будут уничтожены, и эти люди обретут аннутара-самьяк-самбодхи.

В этом и заключается смысл выражения “Сознание может изменить окружающий мир к лучшему”.

Когда с обычными людьми случается несчастье, если они и не гневаются на Небеса, то винят других в своих злоключениях. Очень немногие думают о воздаянии за совершенное ими ранее зло, о необходимости раскаяния и изменения. Вы должны знать: “Если вы посадите дыни, то и соберёте дыни; если вы посадите бобы, то и соберёте бобы”. Это естественный ход событий. Посадив тёрн, не ждите, когда придёт время сбора урожая, что у вас вырастет пшеница или рис. Если тот, кто сейчас творит зло, по-прежнему наслаждается счастливой жизнью, то это происходит лишь потому, что в предыдущих жизнях он накопил множество заслуг; если бы не совершаемое им сейчас зло, его блаженство было бы ещё большим.

Это похоже на то, как если бы отпрыск богатой семьи вёл разгульную жизнь, предавался плотским утехам, играл в азартные игры, разбрасывался деньгами направо и налево, не испытывая мук совести и не боясь лишиться всего и сразу из-за того, что судьба улыбается ему. Но, если он будет продолжать так поступать изо день в день, даже имея миллионы, в один прекрасный день он, несомненно, потеряет всё своё имущество и расстанется с жизнью.

Если те, кто совершает благие дела, встречаются с бедой, то это происходит потому, что у них есть глубокие корни зла, совершенного в прошлых жизнях. Если бы не их добрые дела, их беды было бы гораздо хуже.

Это подобно тому, как если бы осуждённый, ожидая, пока его приговор приведут в исполнение, успел бы совершить что-то хорошее на благо всех людей. Из-за того, что его добрый поступок не велик по сравнению с его злодеянием, он не может быть сразу прощён, но его приговор будет изменён на более мягкий. И, если он и впредь будет совершать добрые поступки на общее благо, то в конце концов они не только перевесят причинённое им зло, но и дадут ему возможность заслужить почёт, уважение и высокое положение в обществе, а его потомки будут греться в лучах славы!

♦♦♦

Человек, стремящийся к совершенству, должен стремиться выйти за рамки обычных представлений и не позволять внешним обстоятельствам наносить ущерб своей жизни. Предположим, что его кладовая переполнена золотом и бриллиантами. Но, когда на дом нападут воры и бандиты, чтобы украсть их, ему следует бежать и этим сохранить свою жизнь, а не рисковать ей для того, чтобы спасти своё богатство. Так следует поступить потому, что золото и бриллианты хотя и считаются большой драгоценностью, но они ничто по сравнению с человеческой жизнью. Если мы не можем спасти и то, и другое, то о богатстве стоит забыть, а жизнь сохранить.

Теперь, когда ваше богатство и собственность превратились в пепел, бесполезно убиваться и сожалеть о них. Вам нужно адаптироваться к новым условиям, жить и стремиться повторять Имя Будды, стремиться к возрождению в Чистой Земле, чтобы избавиться от страданий и обрести вечное счастье. Таким образом, благодаря свалившемуся на вас несчастью, вы, в конечном счёте, достигнете состояния Будды. Так зачем же и дальше продолжать находиться в заблуждении, страдать и скорбеть?

Я надеюсь, что вы тщательно обдумаете мои слова. Что вы преодолеете своё горе, разгоните скопившиеся над вами тёмные тучи и увидите ясное небо, обретёте счастье в несчастье и остудите свой жар прохладным, радостным ветерком. В противном случае, если вы будете продолжать горевать о своей потере, дверь к пробуждению будет закрыта для вас, и вы можете вовсе потерять рассудок. А если это случится, вы окажетесь во власти демонов. Тогда, даже появись на земле тысяча Будд, они окажутся не в силах спасти вас!

-------------

[1] Перевод А. Н. Игнатовича.

[2] Чэнь Шэ — древнекитайский военачальник, предводитель первого в череде восстаний, приведших к падению империи Цинь после смерти Цинь Шихуана (прим. переводчика).

[3] Гандхарвы — класс полубогов, обитающих в воздушном пространстве, певцы и музыканты (прим. переводчика).