Вы когда-нибудь задумывались, что произойдёт, если на железнодорожные рельсы подать напряжение в 220 вольт прямиком из обычной бытовой розетки?
Об этом мы спросили СЦБиста - специалиста по устройствам сигнализации, централизации и блокировки на ж/д путях.
Такая возможность подачи напряжения реальна, поскольку некоторые жилые дома находятся довольно близко к железнодорожным путям. Строго говоря, железные дороги относятся к объектам 4 класса опасности, а это значит, что жилые дома должны располагаться не ближе 100 метров от них.
Однако в нашей стране бывает всякое. Наверное многие любители путешествовать по России видели, что иногда жилые дома стоят гораздо ближе чем в сотне метров. А это значит, что всегда найдётся желающий выйти из дома с удлинителем и приложить провода к рельсам.
О потенциальной опасности такого эксперимента мы спросили у сотрудника службы СЦБ.
Часто ли такое происходит, и насколько это опасно?
К розетке железную дорогу подключают нечасто. В основном есть любители прийти на пути с автомобильным аккумулятором и приложить провода с напряжением 12 вольт к рельсам. Наши релейные фиксируют, что на путях аккумуляторщики. Это мы их так между собой называем. О происшествии сообщаем, опергруппа выезжает на место. Остальное уже не наша забота. Разумеется, наше оборудование никак не страдает от постоянного напряжения 12 вольт. Просто срабатывает контрольно-измерительное оборудование. И причём не важно какой из рельс был подключён на минус, а какой на плюс аккумулятора.
Но 220 вольт и 12 - это не одно и тоже. Как быть с розеточниками?
А вот такого обозначения - розеточники- для злоумышленников у нас нет. Что касается подачи на железную дорогу напряжения 220 вольт от бытовой электросети от близко расположенного жилого дома, то это конечно встречается очень редко. Я сам не фиксировал такие инциденты. Но мне рассказывали, что такое было. Причём у нас же рельсы заземлены, так что не нужно тянуть два провода от розетки, достаточно одной фазы, а ноль не нужен. Потому что у нас глухо заземлённая нейтраль. И как только злоумышленник подаст фазу на любой из рельсов, то наша аппаратура тут же зафиксирует это. При этом произойдёт большая утечка переменного тока через рельс на землю. И в принципе ничего не произойдёт, кроме того, что злоумышленника мы вычислим и передадим координаты опергруппе.
А вот что касается так называемого обратного тягового тока на электрифицированных железных дорогах. Как он будет взаимодействовать с током из розетки?
Обратный тяговый ток идёт от тяговой подстанции через контактный провод, далее на электровоз и уходит по рельсам обратно на тяговую подстанцию. Это сотни ампер при напряжении в 27 тысяч вольт. Применительно к ним эти 220 вольт и еденицы - десятки ампер из розетки даже помехой назвать нельзя. Мощности несоизмеримые и пойдут они, не мешая друг другу. Злоумышленник ничего не заметит, т. к. его фаза от розетки будет уходить в землю.
Здесь остаётся только добавить, что железная дорога - это не место для игр, а любой умышленно причинённый вред не останется безнаказанным.