Даже если вы не посмотрели южнокорейский сериал с интригующим названием, которому пророчат лавры "самого успешного шоу в истории платформы Netflix, вы уж точно о нем слышали, и, наверняка, не один раз. Из любого утюга, пусть даже маркированного "made in China" доносятся обрывки споров об этом новом мировом феномене. Но что именно сделало успех "Игры в кальмара" - шоу, которое должно было стать фильмом более 10 лет назад и искавшего продюсеров почти 13 лет?
Часть 1. Море волнуется три...
Если уж говорить о волнах - а именно эта игра, но под другим названием, стала первой в обойме испытаний главных героев - то никак не удастся обойти вниманием южнокорейскую волну или, как её называют, "халлю".
На самом деле, если посмотреть на факты, успех "Игры в кальмара" легко объясним и практически предсказуем, примерно настолько же, насколько предсказуемой была победа "Паразитов" Пона Джун-хо на Оскаре-2020. Нет, на самом деле, авторы точно не знали, что именно "Игра в кальмара" так выстрелит, они просто знали, что рано или поздно к южнокорейскому кино придет большой успех. Тот же Пон Джун-хо снимал отличное кино и до "Паразитов", но время пришло именно сейчас. Волна достаточно поднялась, "Игра в кальмара" - это уже точно, как минимум, счёт три.
При этом, недавняя дорама "Алиса в пограничье" также входила в топ-10 просмотров на Netflix, а уж разнообразные k-драмы пользуются успехом среди зрителей Штатов уже очень давно. Конечно, огромное влияние оказал и успех k-pop групп вроде суперпопулярного бойз-бэнда BTS.
Но почему авторы контента из Южной Кореи могли быть уверены в скором успехе своих продуктов? Всё дело в том, что ещё в 1997 году, во время азиатского финансового кризиса, президент Ким Дэ Чжун сделал ставку на сферу энтертеймента и искусства - он посчитал именно эти сферы потенциальным движком для роста корейской экономики. И не ошибся. Государство начало вкладывать средства в развитие культ-массового сектора, будь то кино, музыка, интернет-сфера или караоке.
И результаты не заставили себя ждать - уже очень давно мир наблюдает рост качества южнокорейского контента - и речь не только о кинематографе и музыке, популярность набирают и другие тренды, вроде корейской косметики и кухни. На данный момент, правительство официально вкладывает огромные средства в продвижение "халлю", так что эту волну гнали и поднимали, буквально, всей страной.
Опытный зритель давно знает, что южнокорейский триллер и хоррор - это всегда самобытное и изобретательное кино, при этом очень близкое к голливудским и европейским стандартам, чего не скажешь о кинематографе Японии и Китая - южнокорейская культура всегда была более прозападной и служила чем-то вроде переходного моста между западной и восточной культурами.
Из всего этого легко сделать вывод, что "Игра в кальмара", в том числе, появилась в нужное время. И это сделало её успешной повсеместно. Но, конечно, дело не только в этом. Кстати, стоит сделать оговорку, что восприятие новой дорамы Хвана Дон-хёка, как чего-то уникального, первого и последнего феномена, очень ошибочно - насчёт первого, думаю, всё ясно, насчёт последнего - к выходу готовится множество интересных проектов, и на фоне успеха "Игры в кальмара" их, возможно, ждёт, ещё большая популярность.
Часть 2. Выбрать верный символ
Если вдруг вы всё же не в курсе, основные события сериала вращаются вокруг группы людей, попавших по своей воле на своеобразный конкурс с огромным денежным призом - у каждого участника серьезные проблемы с финансами. Конкурс состоит из нескольких испытаний, в ходе каждого большая часть участников выбывает навсегда - к шоку игроков, бой идёт не на жизнь, а на смерть. В финале остаётся лишь один игрок, которому и достанется весь выигрыш.
Второе испытание, следом за "красный свет, зелёный свет" (или "море волнуется...") - "сахарные соты", оригинальное название - "игра в дальгону".
Дальгона - традиционное южнокорейское лакомство, очень похожее на наши сахарные леденцы. Для приготовления варится сахар, но в случае с дальгоной также добавляется сода, и, в отличии, от леденцов, тут сахар не заливается в формочки, а выливается на лист кондитерской бумаги, придавливается, а с помощью фигурной формы, на конфетк выдавливается гравировка.
Именно по этой гравировке, пользуясь иглой, участники и должны были вырезать аккуратной формы печеньку. И горе тем, кому досталась сложная фигура.
Но речь сейчас не о печеньках в частности, а о стилистике, в общем. Именно стилистика стала важным фактором успеха сериала.
Во-первых, испытания в дораме очень похожи на челленджи, ставшие основой для популярности и главной тематикой большинства современных видеоблогов. Кроме того, после выхода "Игры в кальмара", допустим, та же игра в дальгону стала суперпопулярным сетевым челленджем - в сети появилось огромное количество видео, герои которых пытаются вырезать аккуратную фигуру из твердой конфеты теми или иными способами.
Во-вторых, в основе испытаний лежат знакомые всем нам с детства детские игры - то же "море волнуется...", перетягивание каната, стеклянный мост, напоминающий "классики" и так далее. Определенно, это было отличное решение - столкнуть персонажей в играх, знакомых с детства.
Выбор такого ряда игр позволил органично внести в мир сериала яркую цветастую палитру, которая притягивает взгляд и сразу запоминается. Сами понимаете, если бы учстники состязались в игре в го, фехтовании и подлёдной рыбной ловле, подобная цветовая гамма не пошла бы проекту к лицу. Плюс, оформление площадок для игр в виде детских игровых площадок вкупе с лабиринтом разноцветных лесенок, также врезается в память, не ломая органики.
Интересно также, что изначально автор сериала Хван Дон-хек хотел, чтобы форма надзирателей выглядела как форма бой-скаутов. К счастью, его отговорили, предложив куда более интересное решение, которое не только радует фанатов k-pop сцены, но и содержит запоминающиеся геометрические символы, очень напоминающие кнопки джойстика одной небезызвестной консоли.
Часть 3. Тянуть лямку
Третьей игрой в жестоком шоу на выживание стало перетягивание каната, и тут игроки впервые столкнулись с ужасом осознания, что команда оппонентов либо выиграет, либо погибнет. Если в первых играх, всё зависело от каждого лично, то здесь важна была командная составляющая, но также возникло понимание, что победа одного означает смерть другого.
Мы подошли к социальному аспекту, но дело тут не столько в желании авторов показать мир людей с проблемами и вызвать сочувствие зрителя, сколько сам интерес зрителя к подобным сюжетам.
Что мы в последнее время видим в кино и сериалах? Мы видим сюжеты о людях, которые ездят на дорогих внедорожниках, живут в домах, где можно играть в прятки неделю к ряду и регулярно погружаются в дорогой обивки кресло психоаналитика, чтобы расковырять свою травму и понять, что же с ними не так. Я не говорю, что это плохо, я не говорю, что жизнь успешных людей безоблачна и они лишены иррациональности и скелетов в шкафу. Я говорю о том, что подобное однообразие вгоняет в точку.
"Игра в кальмара", как и многие южнокорейские картины и сериалы, погружает нас в совсем другую реальность. Реальность "ада, что прямо за углом", реальность простых людей, которые когда-то приняли неверные решения, где-то оступились, погрязли в зависимостях и долгах, и каждый день жизни которых - это выживание. И рядовому зрителю куда понятнее такая реальность, как и куда интереснее наблюдать за людьми, похожими на обычных людей с обычными проблемами вместо ловли призрака семейной кармы.
Главный герой - Сон Джи-хун - человек с долгами, за которым охотятся коллекторы, мужчина без сногсшибательной карьеры, от которого ушла жена и который имеет возможность видеться с дочерью лишь раз в неделю, к тому же у него даже нет денег на покупку подарка дочери. И у каждого героя этой истории, у каждого, одевшего зелёный тренировочнй костюм - подобная история за плечами. Да, мир сейчас мыслит иначе, и мы знаем, что наши проблемы - результаты нашего собственного выбора, но не совсем и не всегда. Кроме того, повторюсь, после однотипного европейского кино, смотреть на этот мир интересно. В том же, кстати, заключается и львиная доля успеха "Паразитов".
Часть 4. Невероятная тяжесть стеклянных шариков "марблс"
Четвертая игра - простая игра в марблс, стеклянные разноцветные шарики, которые можно было швырять в начертанный круг, играть в крестики-нолики или просто отбирать друг у друга, угадывая четное или нечётное количество оппонент зажал в кулаке. Это, определенно, одно из самых тяжёлых испытаний, а эпизод вышел максимально драматичным, ведь играть приходилось против близких людей.
Тут мы подобрались к следующей важной компоненте успеха "кальмара" - драматургии, персонажам и сюжету.
Как я уже сказал выше, каждый персонаж сериала - человек непростой судьбы, и как и любой несчастливый человек, несчастный по-своему, каждый может рассказать трагическую историю. Бэкграунд у персонажей разный, интересный и глубокий - тут есть беженка из Северной Кореи, которая мечтает вернуться к младшему брату, пакистанец, у которого недавно родился сын, престарелый О Иль-ман, номер 001, у которого диагностировали рак мозга. Разумеется, отношения между персонажами также выстраиваются разнообразные и интересные - кто-то пытается захватить власть и "проредить" ряды, кто-то приспосабливается, кто-то пользуется хитрость и готов идти на что угодно, кто-то предлагает объединяться и держаться вместе.
Что отличает хороший сюжет от просто сюжета? В хорошем сюжете характер героев не скучно надиктовывается их гардеробом, кругом общения и разговорами по телефону - он раскрывается через действия. А, как мы знаем, человек знакомится с собой лишь в сложных и напряжённых обстоятельствах. Именно поэтому в "Игре в кальмара" можно в полный рост говорить о характерах - ведь экстремальных ситуаций здесь предостаточно, из них состоит сериал.
Именно сюжеты, предлагающие ситуации, когда герои попадают в практически безвыходные обстоятельства и пытаются найти выход, становятся самыми интересными и моментально вовлекают зрителя в мир картины. Так было, например, в сериале "Во все тяжкие". Дорама Хвана Дон-хека предлагает безостановочный набор подобных ситуаций.
И, конечно, раз уж речь зашла о четвертом испытании, важно сказать о моральном выборе - теме, которая является самой важной для раскрытия персонажа. Герои постоянно сталкиваются с ситуацией морального выбора, понимание, что их выживание приравнивается к чьей-то то смерти, создаёт конфликт инстинкта выживания и гуманных начал.
Часть 5. Выбрать клетку
Стоит упомянуть, прежде чем приступить к описанию пятого челленджа, о том, что тема игр на выживание появилась в культуре очень давно, и дело не только в "Голодных играх" или прошлогодней "Охоте". Например, замечательный фантаст Роберт Шекли написал в середине 50-х серию рассказов "Жертва", повествующих о мире будущего, где легализованы убийства, и случайному человеку предлагается вознаграждение за убийство другого, жертве же приходит оповещение о том, что охота началась.
Итак, в пятой игре под названием "Стеклянный мост" игроки должны перепрыгивать с одного стеклянного сегмента моста на другой, стараясь угадать, какая их клеток сделана из закалённого стекла и способна выдержать вес человека.
Но я хотел рассказать о том, что кардинально отличает "Игру в кальмара" от множества фильмов и сериалов о смертельно опасных квестах. И это отличие - второй эпизод сериала, когда после голосования игроки большинством выбирают прерывание игры, и их спокойно отпускают. Обычно в фильмах подобного толка единственный шанс покинуть игровую арену - пройти игру до конца или же умереть. Но дело не в этом.
Дело в том душещипательном факте, что практически все игроки, покинувшие жуткие квест-комнаты и вылезшие из безликих форм с номерами, вернулись обратно в игру. И продолжили. А всё потому, что вернувшись в свою реальность, персонажи осознали, что их каждодневная жизнь - такая же жестокая игра на выживание, и что каждый из них начал свою "игру в кальмара" уже очень давно.
Часть 6. Универсальный кальмар
Не знаю, есть ли аналоги у последней игры, давшей название шоу, но на ум приходят прыжки на одной ноге и "Царь горы". В "игре в кальмара" нападающие и защитники сталкиваются на специально расчерченном поле и стараются вытолкнуть игроков-соперников. Создатель сериала сказал в одном из интервью, что игра в кальмара напоминает ему устройство современного общества.
Но мы здесь говорим об успехе, и вот заключительная часть. Универсальность. Дело в том, что сериал с интересом смотрят люди разных возрастов и увлечений. Мужчинам, которых увлекают истории об армии и тюрьме, дорама Дон-хека предлагает узнаваемую ситуацию борьбы за власть и выживания в обществе без опознавательных знаков. Кому-то западает в душу остросоциальная канва, кто-то с интересом смотрит на челленджи, других увлекает стелс-экшен о проникновении и попытке разоблачения богатых пресыщенных устроителей шоу простым корейским копом. Для кого-то важнее всего увидеть простые человеческие отношения и ценности, кто-то приходит за эстетикой и остаётся.
Понятно, что вопрос появления второго сезона - лишь вопрос времени, Хван Дон-хек, недавно выражавший нежелание заниматься сиквелом, в недавнем посте сообщил, что вероятное продолжение раскроет историю ведущего. Но также понятно, что успех дорамы вслед за успехом "Паразитов" и волны k-pop-музыки, откроет путь к массовому зрителю для массы достойных проектов из южной Кореи.
И все же, несмотря на то, что "Игра в кальмара"- далеко не пик волны и не уникальный случай, всё же это очень редкое в современном сериальном мире явление, штучный продукт, пропускать который не стоит.