Критику никто не любит. Критика бьет по нашей самооценке, отнимает энергию, портит настроение. Но от нее никуда не деться, так что имеет смысл все же научиться правильно реагировать.
Критика бывает нескольких видов. И для того, чтобы отвечать адекватно, надо понять, как различать эти виды.
Неконструктивная критика
Главное отличие неконструктивной критики – желание обидеть критикуемого. И упаковывается такая критика, как правило, в очень неприятные и эмоционально окрашенные слова. С элементами абьюза и обесценивания, как это сейчас модно называть.
Критик указывает вам не на конкретные моменты вашего поведения или аспекты вашей работы, которые необходимо улучшить, а делает акцент на том, что вы как личность недостаточно опытны, компетентны, умны, эмпатичны и т.д. Рассказывает вам о ваших недостатках.
– Руки бы оборвать тому, кто делал эту фотографию. Бездарь полный. Так уже сейчас никто не снимает. Это полная фигня. Автору лучше больше не брать в руки фотоаппарат.
– В статье написана абсолютная чушь. Автор ничего не понимает в этой теме и высосал все из пальца.
Как реагировать
Как видите, тут даже не о чем дискутировать. Ни одного предметного утверждения. Только оскорбления. И если вы начнете уточнять, что именно не так на фотографии, получите в ответ еще больше оскорблений.
Поэтому не спрашивайте ни о чем. Не отвечайте по принципу «сам дурак», чтобы не вставать на одну доску с критиканами. Не доставляйте им удовольствия, показывая, что они вас задели. Не защищайтесь. Просто игнорируйте.
Поверьте, умные люди, читая такое сразу понимают, что это просто тявканье из кустов. И ваш авторитет такая критика не роняет.
Конструктивная критика
Цель конструктивной критики – указать вам на недостатки в ваших действиях с тем, чтобы вы могли над ними поработать и улучшить результат. Конструктивный критик критикует не вас. А результаты вашей работы. Критикует предметно.
– Если бы во время съемки этой фотографии вы встали спиной к окну, изображение было бы намного лучше.
– В статье не хватает хотя бы нескольких абзацев, представляющих и противоположную точку зрения. Тогда она была бы более взвешенной.
Как реагировать
Для начала успокоиться. Большинство людей на конструктивную критику реагируют также эмоционально, как и на деструктивную. А это не правильно. Вам хотят помочь, и глупо на это обижаться.
Если такой критик компетентен, то он дает очень полезные подсказки, к которым надо прислушаться. Задайте ему уточняющие вопросы. Он с радостью вас проконсультирует. И не забудьте выразить ему благодарность.
Но иногда вам подсказывает человек, который разбирается в предмете хуже вас, но считает себя в праве советовать. Вы не обязаны соглашаться с критикой, даже если она квазиконструктивная. Но и спорить не стоит. Просто скажите «Большое спасибо. Я учту».