Этот случай произошёл давно. Много лет прошло с тех пор. Но мой дед запомнил этот случай на всю жизнь. Весь рассказ я передаю от первого лица, моего деда, так же как он мне его рассказал.
Зимой 1969 года группа геологов жила на зимовье приполярного Урала. Условия тогда были просто спартанскими. Жили в основном в палатках и это несмотря на такой леденящий холод. Палатки как могли утепляли изнутри, использовали все что попадётся под руку, в основном фанеру.
Это сейчас есть всё для удобства и обустройства зимовья. Тогда был чисто энтузиам и вера в светлое будущее.
Провизия была скудной, в основном запас тушёнки и сгущеного молока, рыбные консервы, да и различные крупы и галеты. В Группе геологов были в основном молодые ребята, не считая начальника экспедиции, врача и ещё пару-тройку человек.
Приходилось не только работать, но и попутно ловить рыбу, да и что греха таить, ходить и на охоту. Нужно было в рационе и свяжее мясо. Трудно жить и питаться только консервами.
Рыбу наловили ещё летом, заготовили впрок. В основном хариус. А вот с мясом было хуже. Иногда этот вопрос решался проще. Изредка заходили местные охотники, тогда мясо можно было просто обменять на спирт.
Хорошо, что проблем с дровами не было. Трактор с прицепом привозил их нам. В этом плане хотя бы бы мороки не было. Руби дрова для буржуйки и разноси по палаткам. Каждый раз ответственные за это дело менялись, так же, как и за приготовление пищи. Просто напросто велось дежурство.
Несколько ребят из партии геологов неплохо умели стрелять и любили в свободное время побродить с ружьём. Здесь у нас были в основном карабины, как более эффективные средства защиты от хищных зверей. Не считая конечно руководителя экспедиции, который имел ещё и пистолет.
Вот так мы и жили. Я тоже в то время ходил на охоту, имея за плечами неплохой опыт. Мой дед и отец неплохо меня научили этому делу. Я вырос в Сибири.
А теперь про самый незабываемый случай. Я не буду теперь отвлекаться и расскажу всё что помню, по памяти, про те далёкие события из моей молодости. Случилось это именно так.
Я и ещё двое наших ребят, не буду называть их фамилии, просто имена, отправились на вездеходе до реки, где шли разработки. С нами был лишь только один водитель вездехода. Итого нас было четверо. Взяли с собой оружие. Без него здесь никуда.
Рядом с нами расположились оленеводы. Осталось только договориться и можно было просто совершить обмен. Так и поступили. Оленеводы освежевали для нас оленя. Обмен состоялся. У нас был с собой литр чистого медицинского спирта. Каждая из сторон осталась довольна.
Уже темнело. Решили заночевать здесь же. Вечер провели у костра. Ооеневоды расположились поодаль от нас. Сегодня пить они не стали. Видимо спирт им был нужен для какого-то особенного случая. Поясняя специально, чтобы не было потом лишних вопросов.
И так, мы сидели у костра, в чуме. Манси пригласили к себе. Сварили свежее мясо с потрохами (сердце и печень). Пили чай, болтали. Старый манси курил трубку, я и мой друг Сергей курили папиросы, другой наш товарищ Альберт, был заядлым спортсменом и такие вещи, как спиртное и курение не воспринимал. А наш водитель Михаил Иванович, как сейчас помню, дядя Миша мы все его так звали, ушёл проверить вездеход.
Было уже темно. Мороз на улице крепчал. А у нас было относительно тепло. Вдруг все услышали лай собак и невероятной силы крик. У меня тогда мурашки по коже пробежали, стало как-то не по себе. Стадо оленей как-будто всбесилось, собак стало не слышно совсем.
Старый манси весь поменялся в лице.
- Что это, волки? - Спросил Сергей.
- Не-ё-а. Это злой менкв. Он пришёл за оленем. Пока не возьмёт себе, не уйдёт.
- Какой ещё менкв?! Старик, объясни... - сказал Альберт.
- Это злой дух. Хозяин тайги. Страшный и очень опасный.
- Там дядя Миша остался!!! - крикнул я.
Мы все всполошились. Похватали наши карабины и выбежал из палатки. Старый манси пытался нас остановить. Он схватился за голову и кричал нам в след.
- Стойте, глупцы, вы погубите себя и нас.
Но мы его уже не слышали. Действовали на эмоциях и на адреналине. Нас тогда было просто не остановить.
Когда мы выбежали, то увидели следующую картину. Олени в ужасе метались в загоне. Видимо перемахнув через изгородь заграждения, в сторону горы уходил огромный великан, выше двух с половинны метров в высоту, за плечами он, на спине, закинув ношу себе на плечи, нёс мёртвого оленя (как мы потом утром поняли по крови на снегу).
От увиденного я сначала остолбенел. Серёга, не раздумывая, вскинул карабин и выпустил в него несколько пуль. Одна точна попала зверю (или дикому человеку?) в спину. Он заревел так, что я от страха, даже уронил свой карабин из рук. Серёга потерял дар речи, от пережитого, потом долго приходил в себя. Про Альберта вообще молчу. Наш бравый спортсмен тогда от страха... испортил белье.
А дядю Мишу мы нашли на крыше вездехода. Он забрался туда со скоростью света, когда увидел этого снежного человека (реликтого гоминида, как принято сейчас его называть *прим. автора). Потом он сказал, что от страха забыл забраться в кабину, зато ловко залез наверх, оттуда мы его и спустили, когда уже сами отошли от ужаса.
На нас на миг уставились маленькие, светящиеся красные глаза, в темноте они казались именно такими. Этот менкв не бросил свою ношу и продолжил с ней уходить. Стрелять желание отпало сразу у всех.
Старый манси был уже рядом с нами. Он был очень зол тогда и кричал на нас, что мы не понимаем, что натворили. Иногда он переходил на свой язык и тогда вообще было ничего не понять.
- Теперь жди беды. Мы все в большой опасности. Вы все прокляты. Он может забрать ваши душы.
Это всё предрассудки. Так мы решили тогда. Хотя перепугались очень сильно, но именно от вида этого дикаря, а не от того, что он погубит души советских ребят.
Прошло три дня. Старик манси пришёл к нам сам. У него случилась беда. Три ночи их стойбище терреризоровал злой менкв. Он приходил, чтобы отомстить. Так он напал на сына старика и сильно его помял. Парень едва остался жив.
Сейчас мы поили старика чаем.
- Мне нужны патроны для моей винтовки. Я все свои потратил, когда отгонял по ночам этого демона. Дайте мне сколько вам не жалко. Я пойду за ним. Либо я его выслежу и убью, либо он убьёт меня.
- Я пойду с тобой - сказал Сергей. - Это я стрелял в этого троглодита. Мне и отвечать.
- Не-ё-а, ты молодой, и ты не охотник. Менкв тебя легко убьёт. Я пойду один. Мне так легче будет. Я знаю, как выжить, и как добыть зверя, даже такого хитрого, как менкв. Я иду один. Решено.
Мы снабдили его патронами. Старик встал и попрощался с нами. Тогда мы думали, что видим его в последний раз.
- Ребята, я вас ни в чем не виню. - сказал он на прощание.
Ну и здорово нам тогда досталось от нашего начальства. Тогда у костра, когда пришёл старик манси и подтвердил наши слова, что мы видели настоящего снежного человека и стреляли в него. Не важно, что это сделал лишь один из нас. Мы были все вместе. Значит и отвечать нам всем вместе.
Прошла неделя. Мы опять оказались у того стойбища. Нас еле отпустили. Но того оленя, наша многочисленные армия геологов давно съела. Команду нашу усилили, с нами поехал Аркадий Витальевич, он прошёл Великую Отечественною войну и мог нам неплохо помочь в случае опасности встречи с реликтовый гоминидом.
К счастью старик остался жив. Ващка, так звали деда, пришёл три дня назад, вернее практически приполз. Он был сильно ранен. Менкв его помял. У старика была сломана рука, сломаны ребра, повреждён глаз. Но он был счастлив.
- Я убил злого духа. Он больше не сможет никому навредить.
Так мы узнали, что старик выследил и убил страшного менква. Сам он остался и не смотря на раны похоронил менква, чтобы даже дух его не воскрес и не причинил некому больше вреда.
Это рассказ моего подписчика Александра М. Все написал слово в слово. Так что не судите строго. Я не был свидетелем тех событий и лично никого из тех людей не знаю.