В структуре Кригсмарине вспомогательный флот играл достаточно важную роль. Прежде всего нужно понимать, что организационно-вспомогательные флотилии включали в себя не только транспортные суда и суда снабжения — сюда относились также флотилии патрульных катеров, постановщики сетевых заграждений, десантные корабли, буксиры и моторные лодки, артиллерийские баржи и вспомогательные крейсеры. Последние, несмотря на свою принадлежность к вспомогательному флоту, записали на свой счёт больше потопленных судов по тоннажу, чем все линкоры, крейсеры и эсминцы вместе взятые.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
Вспомогательные крейсеры–рейдеры
В Первой мировой войне удачные действия немецких рейдеров в Атлантике были высоко оценены командованием Хохзеефлотте. Причём, если выступавшие в роли рейдеров военные корабли провели сравнительно мало удачных операций и были в полном составе уничтожены еще до 1916 года, то действия вспомогательных крейсеров, переоборудованных из гражданских судов, показали высокую результативность.
После начала Второй мировой в Кригсмарине решили повторить удачный опыт Первой мировой войны и сформировать #флот рейдеров. По приказу Штаба руководства морской войной (Seekriegsleitung) из числа гражданских судов, вошедших в состав вспомогательного флота Кригсмарине, были отобраны 11 кораблей для дальнейшего переоборудования в рейдеры. Работы по оснащению и комплектация экипажей производились в обстановке строгой секретности.
Все корабли, что были отобраны на роль вспомогательных крейсеров, являлись торговыми судами, способными действовать на океанских линиях. На них устанавливали более мощные и экономичные силовые дизельные установки, которые позволяли развивать скорость до 18 узлов и дальность до 50-60 тысяч миль при крейсерской скорости.
В качестве вооружения скрытно устанавливались до шести орудий калибра 150 мм в одиночных установках, одна или две 75-мм пушки, несколько зенитных автоматов калибра 20-37 мм. Практически на всех рейдерах имелись несколько торпедных аппаратов калибра 533 мм, запас морских мин и 1-2 гидросамолета для разведки.
В общей сложности, по немецким данным, одиннадцать вспомогательных крейсеров Кригсмарине потопили огромное количество судов торгового флота союзников тоннажем в 950 тысяч регистровых брутто-тонн. Только один крейсер Atlantis, действовавший почти 2 года в режиме свободной охоты, захватил 22 грузовых судна тоннажем 144 тысяч тонн. Часть из них была захвачена как призы и отправлена в Германию, остальные же затоплены после перекачки топлива и перегрузки припасов.
Транспортные корабли
Для обслуживания и обеспечения логистики военных судов, а также решения задач по снабжению армейских группировок, в состав вспомогательного флота Кригсмарине входило 6 морских флотилий и 4 речные транспортные флотилии, сформированные после 1944 года для действий на Рейне, Руре, Ваале и Висле.
Десантные корабли
Крупных десантных транспортов в составе Кригсмарине не было — перевозки осуществлялись гражданскими пассажирскими судами, привлекавшимися к выполнению таких задач по мере необходимости. Но для проведения локальных операций использовались десантные баржи типа Marinefährprahm. Это были небольшие #корабли водоизмещением от 220 до 240 тонн, способные перевозить до 140 тонн груза. В зависимости от подкласса могли нести артиллерийское вооружение в виде 1-2 орудий калибра 75-105 мм, нескольких зенитных автоматов и пулеметов, а также противопульное бронирование рубки и моторного отсека.
В общей сложности, в состав Кригсмарине входило около 700 судов такого типа, сгруппированных в 20 Landungsflottillen (отдельных десантных флотилий).
Канонерские лодки
Для ведения боевых действий на реках и в прибрежных морских районах в 1941 году начинается формирование флотилий канонерских лодок Flakjäger-Flottille. К 1943 году во вспомогательном флоте Кригсмарине насчитывалось уже 8 таких отдельных флотилий, переименованных в Artillerieträger-Flottillen.
Их задачами являлись защита кораблей на рейдах от атак с моря и воздуха, действия на побережье и в акваториях крупных рек, поддержка огнем сухопутных частей, использование в качестве стационарных огневых точек и ряд других задач.
Учебные суда
На момент вступления в войну в состав Кригсмарине входило два специализированных учебно-артиллерийских корабля: Brummer и Bremse, причисленные к Школе корабельной артиллерии (Schiffsartillerieschule). Сюда же входили и четыре учебных парусных судна.
В связи с высокими боевыми характеристиками Brummer и Bremse, превосходящих #эскадренные миноносцы по водоизмещению и вооружению, эти корабли активно привлекались к боевым действиям и вскоре были выведены из состава Школы корабельной артиллерии. В спектр задач входили эскорт конвоев, десантные операции, операции по установке минных заграждений, переброска войск и многое другое.
Постановщики сетевых заграждений
Ввиду высокой активности союзных субмарин в Северном, Балтийском, Средиземном морях, а также Атлантике, для защиты гаваней были сформированы 7 флотилий постановщиков сетевых заграждений Netzsperrflottille.
Каждая флотилия включала в себя 3-5 кораблей-постановщиков и от 12 до 15 тендеров. Флотилии Nord, West и Italien дополнительно разделялись на несколько отдельных групп (Arbeitsgebiet), предназначенных для перекрытия более мелких гаваней и портов.
Госпитальные суда
Для оказания помощи раненым Кригсмарине привлекали гражданские пассажирские лайнеры. Это #теплоходы Berlin и Stuttgart, однотипные Wilhelm Gustloff и Robert Ley, General San Martín и Erlangen, а также ряд других. Многие из этих судов использовались не только как госпитальные, но также и как плавучие казармы и эвакуационные суда.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS