"Мама" (Россия, 1999)
Можно рассматривать фильм Дениса Евстигнеева "Мама", как плакатный символ Матери-Родины. Она, дескать, все время хочет своим детям "как лучше", но в итоге получается "как всегда". То есть нищета, болезни, криминал, тюрьма и беспросвет... В этом случае "Мама" свою задачу выполняет полностью...
Можно попытаться увидеть в "Маме" драматическую реконструкцию нашумевшей в прошлом истории семьи музыкантов Овечкиных, вопреки здравому смыслу, отважившихся угнать самолет. В этом случае, увы, картине явно не хватает психологической глубины...
Можно посчитать "Маму" американизированным фильмом действия, основанном на традиционной схеме вызволения "хорошего парня" из "плохой тюрьмы". Когда из разных городов и весей собираются родственники и друзья, чтобы в последний раз "тряхнуть стариной"...
Но в при таком раскладе полноценный "action" фильма стопорится как раз на тех эпизодах, которые претендуют на психологический драматизм...
Бесспорно, в "Маме" есть хорошо поставленные и сыгранные моменты (к примеру, пролог фильма). Прекрасные операторы Сергей Козлов и Павел Лебешев талантливо, на самом высоком уровне "конвертируемого" качества выстраивают изобразительный ряд картины.
Один из лучших наших композиторов - Эдуард Артемьев - использует все возможности стереозвука, чтобы минорная мелодия фильма стала еще пронзительней и печальней.
Да и известные актеры делают все, что в их силах, чтобы наполнить эскизно прописанные характеры персонажей жизненной убедительностью. Но в итоге получается все-таки плакат. Правда, яркий и запоминающийся...
Александр Федоров, 2000 г.
"Любить по-русски" (Россия, 1995)
За всю свою долгую карьеру сценариста Валентин Черных только один раз попал в десятку. Это было на рубеже 1980-х, когда на российские экраны вышел фильм "Москва слезам не верит", поставленный по его сценарию Владимиром Меньшовым. Эта мелодрама стала рекордсменом отечественного бокс-офиса и получила "Оскара" как лучший иностранный фильм года. В основе сценария этой картины была, как известно, вечная сказка о Золушке, которая из простой провинциальной девчонки превратилась в директора крупной фабрики...
Прошло 15 лет... Увы, за эти годы В. Черных так и не сумел повторить свой успех. Фильмы, снятые по его сценариям, не отличались выдающимися художественными достоинствами...
Однако в мелодраме "Любить по-русски" Черных, похоже, вознамерился "тряхнуть стариной" с помощью другого киноветерана Евгения Матвеева ("Судьба", "Любовь земная").
История, рассказанная в картине "Любить по-русски", по-видимому, претендует на народный хит. Представьте себе: три бравых фермера хотят честно трудиться, но на их дороге становится мафия... Один из фермеров - уволенный с армейской службы офицер. Другой - пенсионер из бывших крупных начальников. Третий - в недавнем прошлом инженер. Рядом с ними - преданные дамы сердца...
"Ну и что, - скажет читатель, - из самой простой фабулы талантливый автор может вылепить приличный сюжет...".
Увы, "Любить по-русски" талантливой картиной при всем желании назвать нельзя. Актеры играют как в дешевых мексиканских мыльных операх. Изобразительный ряд сводится к пейзажам с зелеными лугами и березовыми рощами в духе туристских проспектов...
Словом, в отличие от "Москвы...", фильм "Любить по-русски" поставлен слишком уж незатейливо. Впрочем, на нашей планете всегда хватала любителей китча...
В фильме "Любить по-русски-2" (Россия, 1996) Евгений Матвеев в очередной раз рассказывает историю о честных фермерах, сражающихся с коварной мафией. Рассказ этот по-прежнему держится на форсированной актерской игре, прямолинейных сценарных ходах и других атрибутах, характерных для "народного кино" Евгения Матвеева.
При том надо отдать должное режиссеру: как и в первой серии фильма, он старательно пытается подстроиться под "новые времена". В сюжете есть и эротические сцены, и похищение мафией ребенка, и предвыборная борьба за губернаторское кресло...
Но все это всего лишь бледная тень хороших репортажей на социальную тему, коих сейчас немало в российской прессе и на телевидении... Кроме того, Матвеев слишком серьезен: его кинематографу явно не хватает самоиронии...
Александр Федоров, 1996