Найти тему
11,1K подписчиков

Сервиз "Мой сад", ЛФЗ. Секреты "Золотой осени".

3,5K прочитали

Приветствую всех любителей фарфора!

Вот и отшелестела опавшей листвой замечательное время, в народе называемое "золотой осенью". Всё мы с детства помним пушкинские строки (из его "Осени")...

"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса..."

Как-то повелось (с лёгкой руки Великого Поэта), что пора листопада в России овеяна особым романтическим ореолом. Семьями о ту пору принято выходить в сады и парки, дабы полюбоваться и забрать с собой воспоминание об этом ярком разноцветье сердцевины осени, парочки в солнечные дни стремятся туда же - нащёлкать последние предснежные фотки. И я вот тоже это дело люблю.

А есть те, кто желает это природное чудо иметь перед глазами круглый год. Кто-то предпочитает картины, кто-то декорирует пространство фарфором. Знаменитый и безусловно лучший в СССР бренд ЛФЗ отметился в семидесятые-восьмидесятые годы большим количеством произведений, посвящённых как осени вообще (как времени года) и так и периоду "золотой осени" в частности. Вот некоторые примеры...

Но милее всего мне по душе вот эта роспись - знаменитый чайный "Мой сад" (у любителей фарфора закрепилось иное название - "Золотая осень" или даже "Золотая осень. Мой сад"). В полной комплектации (24+1 предмет). От неё просто невозможно оторвать взгляд. Там не выстроено никаких узоров и букетов, никакие рамки\медальоны не ограничивают пространство росписи, поэтому создаётся впечатление случайного смешения изменивших цвет осенних листьев, из которых какие-то ещё остаются на ветках, другие же падают, кружась на ветру, или уже осыпались. Большое количество предметов сервиза оставляют возможность расстановки их по желанию собственника. При этом предметы сервиза играют роль одновременно и посуды (и эта их роль как раз наименее интересна!), и визуальных объектов для создания разнообразных инсталляций на тему осени, осыпающейся или летящей по ветру листвы дней бабьего лета. Богатая позолота плюс использование жёлтой полупрозрачной (люстровой) краски-лака для прорисовки листьев, плюс технологичный рисунок на основе шелкографии с большим количеством мелких деталей придают сервизу одновременно торжественность и какой-то непередаваемый "шик". При всём том сервиз по цене был вполне доступен широкому кругу потенциальных покупателей (за счёт технологичности).

Сервиз (я имею в виду не форму, а именно роспись!) был создан в семидесятые годы. Автор росписи Нина Павлова Славина (с 1969-го по 1977-й старший художник, с 1977-го по 1985 год - главный художник завода).

Славина Нина Павловна (1928-2000). Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (1953). Работала художником на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова (в 1977-1985 - главный художник завода). Фото с Википедии.
Славина Нина Павловна (1928-2000). Окончила Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (1953). Работала художником на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова (в 1977-1985 - главный художник завода). Фото с Википедии.

Сервиз сразу запомнился, и в короткий срок завоевал необычайную популярность. И тогда для закрепления интереса у публики руководство ЛФЗ сделало нестандартный ход (королевой): к сервизу в комплектации 24 предмета (на шесть персон) или 42 предмета (на двенадцать персон) был выпущен ещё и большой доливной двухлитровый чайник в той же росписи, что с эстетической точки зрения подняло сервиз на небывалую высоту. Это действительно стало королевским подарком всем любителям фарфора. Смотрим ещё раз...

Сервиз по-своему революционный и несравненный! Ничего подобного, похожего не только в советском, но и в мировом фарфоре не наблюдалось тогда, не наблюдается и сейчас!

Теперь очень быстро пройдёмся по предметам собственно формы "Тюльпан". Их 24 (если на шесть персон). Шесть чашек, шесть блюдец, шесть тарелочек под десерт, и шесть больших отдельных предметов: чайник, сахарница, молочник, сухарница (большое блюдо), конфетница, вазон. В данном сервизе добавляется ещё доливной чайник (но не обязательно). Сервиз очень удачный. Созданная в 1936-м году Серафимой Евгеньевной Яковлевой форма "Тюльпан" остаётся востребованной до сих пор. Форма одновременно и очень простая, и очень русская, и очень тёплая. Основу формы - шара с волнообразным рифлением - задают три больших предмета: заварной чайник, сахарница и молочник\сливочник. К ним "подтягиваются" другие предметы. Стильно, уравновешенно во всех отношениях, несмотря на большое количество предметов. В данном случае (что только усиливает внешний эффект!) - как всегда бывает в легендарных сервизах - и рисунок росписи, и форма, и количество предметов очень хорошо гармонируют между собой, не образуя и намёка на диссонанс.

Интересно, что в относительно новое время (после развала СССР) этот полюбившийся потребителю рисунок не стеснялись тискать уже совсем на другие формы, не имеющие никакого отношения (или совсем опосредованное) к собственно чайному сервизу "Мой сад" формы "Тюльпан", и вот что из этого получилось...

Ну и на концовку... Да, роспись в золотисто-жёлтых тонах - действительно, самая эффектная. Для того, чтобы рисунок был "прозрачным", его выполняют т.н. люстровыми красками, т.е. органическими лаками с добавлением соединений различных металлов, после обжига придающих поверхности яркий цвет и блеск. Но на ЛФЗ создали ещё два варианта данной росписи - где рисунок шелкографией (чёрные веточки) остаётся неизменным, но основным фоном (цветом листвы) идёт розовато-малиновый или синевато-сиреневый колер. Оба варианта проигрывают во впечатлении первому, однако являются редкими, и потому настоящими находками для собирателей. Серия называется "Времена года".

И совсем на посошок. Повторю ещё и ещё раз: декоративные свойства сервиза данной росписи (как украшение интерьера) в разы и разы превосходят его свойства собственно посуды. Позолота при употреблении стирается быстро, вид предметов с потертой (облезлой) позолотой бывает непрезентабельный. Поэтому если вы имеете возможность использовать сервиз исключительно для украшения дома - используйте! Под чаепитие пойдут сервизы даже точно такой же формы и комплектации, но с другим рисунком - где позолоты меньше. Имейте жалость к красоте!

Для настроения (Р. Паулс, "Листья жёлтые над городом кружатся...")! https://www.youtube.com/watch?v=16sdtGmjKLQ

Спасибо всем, кто дочитал. Если согласны со статьёй, если интересуетесь фарфором и хотите знать о нём больше, ставьте лайк и подписывайтесь. Что-то хотите спросить - пишите, комментарии открыты, автору важна обратная связь с читателем.

Ваш ПОРЦЕЛИНОВЫЙ ФАН.