Через два года после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне в 1947 году в СССР был разработан проект самолета ИЛ-14. В 1951 году прошли государственные испытания ИЛ-14П, а в 1954 год - самолет окончательно приняли в серию. Прошло всего 7 послевоенных лет. Общее количество выпущенных самолётов Ил-14 - 1348шт.
В СССР самолет ИЛ-14П производился на предприятиях Завод №30 (позже ММЗ «Знамя Труда») в Москве и Завод №84 имени В.П. Чкалова в Ташкенте.
История 84 завода началась в подмосковных Химках в 1932 году. В 1941 году завод эвакуировали в Ташкент. В 1967 году были организованы филиалы Ташкентского авиационного завода им. Чкалова в гг. Фергане и Андижане – Ферганский механический завод, Андижанский механический завод.
В 1972 году авиационный завод преобразован в Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), в составе: Ташкентский авиационный завод (ТАЗиЧ), Ферганский механосборочный завод (ФМЗ), Андижанский механосборочный завод (АМЗ) и Ташкентский кислородный завод.
Ил-114 - последний проект легендарного КБ и Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова.
В 1986 году, в самый разгар перестройки начали проектировать самолет Ил-114 и только 14 лет спустя, в 1990 году состоялся первый полет самолета. Серийное изготовление начато на ТАПОиЧ.
В 1992 году объединение перешло под юрисдикцию и в собственность Республики Узбекистан, а в 1996 году преобразовано в Государственно-акционерное общество открытого типа ГАО «ТАПОиЧ».
В 1998 году на предприятии организовано выполнение правительственного заказа по производству сеялок для посева хлопчатника, а в 1999 году изготовление серии куполов для вновь строящихся зданий правительственных, общественных, религиозных учреждений и деловых центров Узбекистана.
В 2012 год – предприятие выпустило последний самолет и как авиастроительное предприятие прекратило свое существование. До 2012 года на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова было выпущено 20 машин Ил -114.
В России в летном состоянии имеется только один - летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с двигателями ТВ7-117СМ, эксплуатируемая петербургским НПП «Радар-ММС»; еще четыре Ил-114 с двигателями ТВ7-117С находятся на хранении.
В Узбекистане - семь пассажирских Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127H, летают под флагом «Узбекистон Хаво Йуллари». Два серийных Ил-114 и один грузовой Ил-114Т хранятся на ТАПОиЧ.
Один «грузовик» был потерян в катастрофе в Домодедово 5 декабря 1999 г.
В 2012 году ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод».
Сегодня на территории завода организован технопарк, здесь действуют около 10 предприятий, работает примерно 2,5 тысячи человек. Конечно же это не соответствует потенциалу огромного комплекса, занимающего площадь в 141 гектар. Было время, когда на ТАПОиЧ работало на всех его территориях до 60 тыс. человек!
Наибольшую память в сердцах заводчан и всех ташкентцев оставил Сивец Виктор Николаевич – генеральный директор ТАПОиЧ с 1973 года. Именно во многом благодаря ему завод стремительно развивался, как в производственной, так и в социальной сфере.
Завод строил жилые массивы, турбазы, пионерские лагеря, детсады, школы, детские площадки, ПТУ и многое другое. Предприятие развивалось, но Союз распался, заказов не стало, и из Узбекистана уехали высококвалифицированные авиастроители. На этом история ТАПОиЧ закончилась.
«Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что на переговорах с российскими партнерами обсуждалась судьба авиастроительного завода ТАПОиЧ. «У меня внутри тоже обида. В мире были считанные государства, которые производили самолеты. А мы своими руками это уничтожили, к сожалению. Но мы все равно прилагаем очень много усилий для его восстановления», — сказал глава государства». https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/04/tapoich/