Найти тему

Ташкент, страницы истории. Про ТАПОиЧ: от Ил – 14 до Ил – 114.

Через два года после победы Советского Союза в Великой Отечественной войне в 1947 году в СССР был разработан проект самолета ИЛ-14. В 1951 году прошли государственные испытания ИЛ-14П, а в 1954 год - самолет окончательно приняли в серию. Прошло всего 7 послевоенных лет. Общее количество выпущенных самолётов Ил-14 - 1348шт.

В СССР самолет ИЛ-14П производился на предприятиях Завод №30 (позже ММЗ «Знамя Труда») в Москве и Завод №84 имени В.П. Чкалова в Ташкенте.

История 84 завода началась в подмосковных Химках в 1932 году. В 1941 году завод эвакуировали в Ташкент. В 1967 году были организованы филиалы Ташкентского авиационного завода им. Чкалова в гг. Фергане и Андижане – Ферганский механический завод, Андижанский механический завод.

В 1972 году авиационный завод преобразован в Ташкентское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ), в составе: Ташкентский авиационный завод (ТАЗиЧ), Ферганский механосборочный завод (ФМЗ), Андижанский механосборочный завод (АМЗ) и Ташкентский кислородный завод.

Ил-114 - последний проект легендарного КБ и Ташкентского авиационного производственного объединения имени В. П. Чкалова.

В 1986 году, в самый разгар перестройки начали проектировать самолет Ил-114 и только 14 лет спустя, в 1990 году состоялся первый полет самолета. Серийное изготовление начато на ТАПОиЧ.

В 1992 году объединение перешло под юрисдикцию и в собственность Республики Узбекистан, а в 1996 году преобразовано в Государственно-акционерное общество открытого типа ГАО «ТАПОиЧ».

МАКС 2005
МАКС 2005

В 1998 году на предприятии организовано выполнение правительственного заказа по производству сеялок для посева хлопчатника, а в 1999 году изготовление серии куполов для вновь строящихся зданий правительственных, общественных, религиозных учреждений и деловых центров Узбекистана.

В 2012 год – предприятие выпустило последний самолет и как авиастроительное предприятие прекратило свое существование. До 2012 года на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова было выпущено 20 машин Ил -114.

МАКС 2005
МАКС 2005

В России в летном состоянии имеется только один - летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с двигателями ТВ7-117СМ, эксплуатируемая петербургским НПП «Радар-ММС»; еще четыре Ил-114 с двигателями ТВ7-117С находятся на хранении.

В Узбекистане - семь пассажирских Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127H, летают под флагом «Узбекистон Хаво Йуллари». Два серийных Ил-114 и один грузовой Ил-114Т хранятся на ТАПОиЧ.

Один «грузовик» был потерян в катастрофе в Домодедово 5 декабря 1999 г.

В 2012 году ГАО «ТАПОиЧ» переименовано в АО «Ташкентский механический завод».

Сегодня на территории завода организован технопарк, здесь действуют около 10 предприятий, работает примерно 2,5 тысячи человек. Конечно же это не соответствует потенциалу огромного комплекса, занимающего площадь в 141 гектар. Было время, когда на ТАПОиЧ работало на всех его территориях до 60 тыс. человек!

Наибольшую память в сердцах заводчан и всех ташкентцев оставил Сивец Виктор Николаевич – генеральный директор ТАПОиЧ с 1973 года. Именно во многом благодаря ему завод стремительно развивался, как в производственной, так и в социальной сфере.

В. Н. Сивец вручает «Золотой ключ» от станции метро Чкаловская. Фото Р. Газиева.
В. Н. Сивец вручает «Золотой ключ» от станции метро Чкаловская. Фото Р. Газиева.

Завод строил жилые массивы, турбазы, пионерские лагеря, детсады, школы, детские площадки, ПТУ и многое другое. Предприятие развивалось, но Союз распался, заказов не стало, и из Узбекистана уехали высококвалифицированные авиастроители. На этом история ТАПОиЧ закончилась.

«Президент Шавкат Мирзиёев заявил, что на переговорах с российскими партнерами обсуждалась судьба авиастроительного завода ТАПОиЧ. «У меня внутри тоже обида. В мире были считанные государства, которые производили самолеты. А мы своими руками это уничтожили, к сожалению. Но мы все равно прилагаем очень много усилий для его восстановления», — сказал глава государства». https://www.gazeta.uz/ru/2020/12/04/tapoich/