Найти тему
МОЯ ПЛАНЕТА

Незаслуженно забытые. Русские первооткрыватели XVII века

Их имена помнят в лучшем случае страницы энциклопедий, а между тем они совершили для своего времени поступки важные и даже героические.

Любой школьник знает об Афанасии Никитине и его «Хождении за три моря», слышал о сибирских первопроходцах Ермаке и Семене Дежневе, экспедициях Пржевальского, Семенова-Тян-Шанского и Николая Рериха по Центральной Азии, жизни Миклухо-Маклая среди дикарей Новой Гвинеи, русских мореплавателях Крузенштерне, Лазареве и Беллинсгаузене… Этот материал — о тех, кто совершил немало великих открытий и героических подвигов, эти открытия сопровождавших, но незаслуженно забыт.

В XVII веке Россия устремила свои взоры на восток. Были установлены дипломатические связи с Китаем, а множество первопроходцев направились в Восточную Сибирь, до тех пор неведомую для русичей землю. К сожалению, сведения о большинстве этих землепроходцев отрывочны, иногда даже легендарны. Даты их жизней известны приблизительно, а сделанные ими описания походов утрачены. И все же кое-что мы о них знаем.

ИВАН ПЕТЛИН

Первый русский в Китае (1618–1619 годы).
Первый русский в Китае (1618–1619 годы).

Сибирский казак из города Томска Иван Петлин (иногда встречается написание Петелин) возглавил первую русскую официальную дипломатическую миссию в Китай. Экспедиция пересекла Западный Саян, Туву и пустыню Гоби и через три месяца достигла Пекина. К китайскому императору казаков, правда, не пустили, но от его лица передали четыре грамоты, адресованные русскому царю. Правда, когда грамоты привезли в Москву, оказалось, что прочитать их никто не может. Считается, что именно тогда возникло выражение «китайская грамота». По итогам своего путешествия в Китай Петлин написал отчет, озаглавленный «Роспись Китайскому государству, и Лобинскому, и иным государствам, жилым и кочевным, и улусам, и великой Оби, и рекам, и дорогам». Документ считался секретным и хранился в Посольском приказе. Но английским шпионам удалось сделать его копию, и уже к середине XVII века «Роспись» была переведена на многие европейские языки, став после записок Марко Поло вторым по значимости документом по истории и географии Китая. В России же рукопись Петлина была опубликована только в 1818 году, и то в виде перевода с французского.

Петлин и команда были первыми, но не последними казаками в Азии. Читайте наш материал «Как казаки Беловодье искали».

ПАНТЕЛЕЙ ПЕНДА

Открыл реку Лену (1619–1628 годы).
Открыл реку Лену (1619–1628 годы).

Во главе отряда из 40 землепроходцев Пенда (или Пянда) первым прошел по территории Восточной Сибири и открыл здесь множество больших и малых рек, главной из которых была Елюенэ (по-эвенкийски «большая река»), то есть Лена. Отряд Пенды первым сплавился по Ангаре с ее знаменитыми порогами, а также доказал, что Верхняя Тунгуска и Ангара — одна и та же река. К сожалению, отчеты Пенды о его путешествиях («скаски») не сохранились. Осталось лишь множество ссылок на них у других первопроходцев Сибири, которые позднее прошли по его стопам.

ИВАН МОСКВИТИН

Первым из европейцев по суше достиг берега Тихого океана и побывал на острове Сахалин (1638 год).
Первым из европейцев по суше достиг берега Тихого океана и побывал на острове Сахалин (1638 год).

Имя испанца Нуньеса де Бальбоа известно каждому образованному человеку. Именно он в 1513 году первым из жителей Старого Света вышел к Тихому океану по Панамскому перешейку. А вот казачий атаман Иван Москвитин такой всенародной славы, увы, не удостоился. Хотя и совершил не менее значимый (а для России даже более значимый) подвиг. Во главе отряда из 30 человек он прошел всю Сибирь, поднимаясь по таежным рекам и встречая ожесточенное сопротивление местного населения. К Охотскому морю казаки вышли в районе устья реки Улья, где построили первый на Тихом океане русский острог. Отсюда они совершили несколько походов на юг и на север вдоль побережья Тихого океана, а затем, выстроив два парусных судна, впервые достигли берегов Сахалина. С добытыми географическими сведениями Иван Москвитин благополучно вернулся в Москву, и они были использованы при составлении первой карты Дальнего Востока.

МИХАИЛ СТАДУХИН

Открыл реку Колыму, первым побывал на Камчатке и Чукотке (середина XVII века).
Открыл реку Колыму, первым побывал на Камчатке и Чукотке (середина XVII века).

В отличие от многих других сибирских первопроходцев, Михаил Стадухин был не казаком, а помором. Родился он на реке Пинеге, неподалеку от Архангельска. Но затем судьба занесла его в Восточную Сибирь, где он возглавил несколько пушных экспедиций. Под началом Стадухина некоторое время служил и будущий знаменитый первопроходец Семен Дежнев. Главной целью большинства экспедиций того времени был сбор ясака, пушной дани с местного населения. По всей Сибири рыскали десятки подобных отрядов. К счастью, некоторые атаманы не только занимались грабежом, но и составляли описания посещенных ими земель. Правда, из-за того, что не все хотели делиться своими секретами с конкурентами, описания эти часто носили фрагментарный характер, поэтому пребывание Стадухина на Камчатке и Чукотке носит полулегендарный характер. Однако не исключено, что многие сведения о своих будущих географических открытиях, в частности о проливе между Азией и Америкой, Дежнев получил именно от Стадухина. За десять лет своих путешествий по северо-востоку Сибири Михаил Стадухин прошел около 15 000 км — больше, чем какой-либо другой землепроходец XVII века.

СЕМЕН МАЛЕНЬКОЙ

Возглавлял первое русское посольство в Индию (1698–1701).
Возглавлял первое русское посольство в Индию (1698–1701).

В течение всего XVII века Россия пыталась наладить торговые и дипломатические отношения с Индией, но безуспешно. В 1646 и 1654 годах два русских посольства, направлявшиеся в Индию, были задержаны персидскими властями. В 1675 году московское посольство под предводительством татарина-мусульманина Мухаммеда-Юсуфа Касимова смогло пройти через Персию и даже перешло границу Империи Великих Моголов, но дальше Кабула их опять не пустили. И вот, наконец, в 1698 году очередная попытка увенчалась успехом.

На этот раз во главе дипломатической миссии стоял купец Семен Маленькой. Посольство через Персию вышло к Бендер-Аббасу, стоящему на берегу Индийского океана, а затем морским путем добралось до индийского города Сурат, откуда отправилось в Дели. Падишах Аурангзеб удостоил Семена Маленького аудиенции и даже разрешил ему беспошлинную торговлю по всей Индии. Купец, конечно же, воспользовался этой возможностью и в течение трех лет посетил множество индийских городов: Агру, Бхопал, Бурханпур и др.

В 1701 году посольство благополучно возвратилось в Москву, однако из-за начавшейся английской экспансии в Индию дальнейшие контакты Москвы и Дели надолго прервались.

Эти герои были первыми, но дальше шли XVIII, XIX, XX века… Так, полярник Иван Папанин, лучший радист Советского Союза Эрнст Кренкель, биолог Петр Ширшов и геофизик-астроном Евгений Федоров — исследователи Арктики на первой в мире дрейфующей станции «Северный полюс — 1» в историю вошли под нелепым наименованием «папанинцы». За их 274-дневной экспедицией наблюдал весь мир. Чтобы было понятно, как им четверым это удалось, мы подготовили статью «О вкусной и здоровой пище полярника».

В продолжение темы русских путешественников наши материалы «Забытые полярники» и «5 историй судов, застрявших во льдах» — о героических историях кораблей и людей, попавших в жестокий ледяной плен: с XIX века до 2012 года.