Православные греческие святыни живут по вековым канонам
Десять лет не был в Греции, но «приколы» работающих с русскими туристами гидов не изменились.
Когда комфортабельный двухэтажный пассажирский автобус петляет по узким асфальтовым горным тропам, ширины которых едва хватает, чтобы разъехаться следующим навстречу друг другу легковушкам, и постепенно забирается наверх, поближе к Метеорам, на самом крутом участке, гид, непременно сопровождающий каждую туристическую группу, выдает заранее заготовленную шутку (известно ведь, что лучшая импровизация – та, что заготовлена заранее):
– Не беспокойтесь! Греческие водители, когда совершают поворот на крутом горном участке дороги, закрывают глаза.
И, дождавшись первой реакции оценивших юмор туристов, добавляет:
– Закрывают руками…
Греция, конечно, не столь религиозная страна, как родственный ей Южный Кипр, почти для всего населения которого православие греческого типа является образом жизни, но в праздники жители Эллады по-прежнему массово направляются в церкви и монастыри. Самым известным или, точнее, самым намоленным центром греческого православия является гора Афон на полуострове Халкидики, где расположена монашеская республика Новый Афон, живущая по своим законам и не входящая в юрисдикцию Греческой Республики. Огромные скалы под названием Святые Метеоры в горах Фессалии – второй по значению православный центр страны. Словно каменный лес возносятся они на сотни метров над землёй, а на вершинах этих естественных природных исполинов маленькими, едва заметными снизу коробочками «крепятся» уникальные православные монастыри, издалека выглядящие как игрушечные. «Метеоры – это Афон в миниатюре», – утверждают гиды, работающие в Греции с группами российских туристов.
Но именно от посещения Метеоров, монастырского комплекса, расположенного неподалёку от города Каламбака и построенного на труднодоступных вершинах отвесных скал, остаются наиболее потрясающие впечатления, поэтому это чудо, сотворённое природой и человеком, у туристов гораздо популярнее, чем Афон. Иностранцы вообще склонны величать «горную монашескую страну» восьмым чудом света. Есть и ещё один весомый плюс: на территорию Нового Афона женщин не допускают (эта традиция была закреплена ещё в 1045 году указом византийского императора Константина IX Мономаха), а в монастыри на скалах в горах Фессалии представительницам прекрасного пола вход открыт. Кстати, именно женщины потом наперебой рассказывают о том, какое чувство восторга и восхищения вызывают у них Метеоры – сочетанием великолепной природы и созданных человеком прекрасных построек, находящихся на вершинах каменных «пальцев». Если же визит происходит в хорошую погоду, когда все красоты отлично видны, восторг как минимум удваивается.
В переводе с греческого языка, метеоры – это нечто, парящее между небом и землей. Когда туристы, у которых дух захватывало уже в автобусе, наконец, оказываются на шестисотметровой высоте на скалах Святых Метеор, величественно возвышающихся над горными ущельями и живописными селениями Фессалийской равнины, они, стоя на краю отвесной пропасти, действительно ощущают себя парящими между небом и землей. «Можете смело прыгать со скалы», – шутят неугомонные гиды. – Внизу, у самой земли вас поймают ангелы».
Когда-то на этих скалах существовали 24 крестово-купольных монастыря, но сейчас от большинства из них остались лишь руины. Ныне функционируют только шесть обителей, но прекрасно сохранившихся. Гнездящиеся на высоте нескольких сотен метров, они – словно застывшие в поднебесье музеи с великолепной настенной росписью (исключительными по красоте фресками) и обилием сокровищ, реликвий и рукописей. Бесценные богатства составляют святые мощи и искусно сделанные раки, кресты из святого дерева и шкатулки для крестов, великолепные переносные иконы и уникальные рукописи, святые чаши и Евангелия, архиерейские посохи и расшитые золотом церковные облачения… В хранилищах монастырей находится масса документов большой исторической и художественной ценности. Но монахи предупреждают каждого «мирянина», в руках которого оказывается какая-нибудь реликвия: «Даже не пытайся это вынести…»
Автор: Владислав Рыбаченко
Фото автора