Младший брат Валентина Катаева с детства любил водевили и мечтал сам сочинять водевили. Но после окончания гимназии в 1920 году он был арестован вместе с братом "за участие в антисоветском заговоре". Они даже были в списке 100 приговорённых к расстрелу. Но в конце концов оказались среди тех 79 , которые были приговорены к расстрелу, но были освобождены как "непричастные к делу".
В 1921-23 годах он работает в Одесском уголовном розыске. А затем перебирается вслед за братом в Москву, живёт какое-то время у Юрия Олеши, получившего комнатку от газеты "Гудок", сотрудничает с тем же "Гудком", а затем с "Красным перцем", где зарабатывает репутацию талантливого "темника" (человека, придумывающего подписи к карикатурам и темы самих карикатур). А затем он обнаруживает в себе способности редакционного организатора и становится ответственным секретарём. Связи с журналистами, техника печатания, редакционные правки - всеми тонкостями ремесла он овладевает очень быстро. И в 1924 году он же главный редактор журнала "Огонёк".
Через сотрудничество в журнале "Гудок", а после запрета и закрытия "гудка" в журнале "Чудак" возникает дружба с Ильфом, которая в конце двадцатых годов даёт великолепные результаты соавторства: знаменитый роман "Двенадцать стульев" (1928) и сборник новелл "Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска" (1928); За этим блестящим началом последовало" не менее яркое продолжение : роман Золотой телёнок" (1931), сценарий фильма Однажды летом (1936), документальная повесть "Одноэтажная Америка" (1937),
Его работа в кино начинается с интертитров в немых фильмах. В 1930 году выходит на экраны фильм Якова Протазанова "Праздник Святого Иоргена" с Игорем Ильинским, анатолием Кторовым и Михаилом Климовым в главных ролях с интертитрами Евгения Петрова.
В 1933 году Николай Горчаков и Михаил Яншин поставили комедийный фильм "Чёрный барак" первых стройках нового времени и перестройках человеческих душ.
В 1936 году харьковский режиссёр Ханан Моисеевич Шмаин и Игорь Ильинский на Киевской киностудии сняли комедию "Однажды летом" по сценарию Ильфа и Петрова.
И в этом же 1936-м по сценарию "Под куполом цирка", написанному, Ильфом, Петровым и Катаевым, снял свой фильм "Цирк" Григорий Александров, режиссёр, уже прославившийся "Весёлыми ребятами".
Правда, позднее Евгений Петрович потребовал снять своё имя. Режиссёр произвольно вносил в текст свои изменения. Петров считал, что вхождение режиссёра в круг соавторов - дело нормальное, но произвол одного из соавторов без совета с остальными - недопустим.
Следующий фильм, сценарий которого он писал уже потеряв Ильфа в соавторстве с Георгием Мунблитом, - это была добрая радостная "Музыкальная история "о счастливо сложившейся судьбе народного таланта Пети Говоркова, роль которого в фильме сыграл уже тогда прославленный Сергей Яковлевич Лемешев.
Во время работы над этим сценарием возникла новая идея и тогда же ка они говорили "в голливудском темпе" был создан сценарий ещё одного фильма, который был поставлен в 1941 году на Ленфильме режиссёром Александром Ивановским - Антон Иванович сердится". Самостоятельно без всяких соавторов Евгений Петрович написал сценарий фильма, который вышел на экраны уже после его смерти. Это "Воздушный извозчик" (1943) .
В 1939 году Евгений Петрович Петров был награждён орденом Ленина. Тогда это была высшая награда. В том же 1939 году он вступил в партию.