Найти тему

В России вернулись к созданию катамаранов с малой площадью ватерлинии

Северное ПКБ вернулось к разработке судов с малой площадью ватерлинии (СМПВ). На "НЕВЕ-2021" бюро предложило целый ряд модификаций СМПВ: грузовое судно, морское круизное судно, а также яхту. Журналисты и эксперты "Технологии машиностроения" попытались оценить перспективы проекта.

Макет СМПВ от Северного ПКБ. Фото — "Технология машиностроения"
Макет СМПВ от Северного ПКБ. Фото — "Технология машиностроения"

В 1980-х годах Северное ПКБ уже разрабатывало катамараны с малой площадью ватерлинии (КМПВ), однако по разным причинам воплотить эти проекты не удалось. На выставке "НЕВА", прошедшей в сентябре, бюро представило базовую модульную платформу, разработанную для целой серии судов с малой площадью ватерлинии. На базе платформы разработано три варианта СМПВ: грузовое судно, морской круизник и яхта. На морском круизном судне предусмотрена вертолётная площадка со средствами обеспечения взлёта, посадки и обслуживания лёгкого вертолёта.

Иллюстрация — Северное ПКБ
Иллюстрация — Северное ПКБ

Главный конструктор "Компан Марин", специалист в области гидродинамики и создания скоростных судов Александр Тараненко рассказал "Технологии машиностроения" о преимуществах и недостатках судов такого типа. 

"Суда с малой площадью ватерлинии по сравнению с обычными судами и традиционными "однокорпусниками" более мореходны, — отметил эксперт. — Это обеспечивается благодаря радикально большему периоду продольной качки, чем у обычного судна аналогичного водоизмещения. Второй фактор привлекательности концепции — значительная площадь палубы".
Макет СМПВ от Северного ПКБ. Фото — "Технология машиностроения"
Макет СМПВ от Северного ПКБ. Фото — "Технология машиностроения"

Однако и недостатков у СМПВ хватает, добавил в беседе с журналистом издания Александр Тараненко.

 "Главный — чувствительность к перемене полезной нагрузки. Суда такого типа в основном используют в военных, научных целях, а также как пассажирские круизные лайнеры. Поэтому предложение использовать СМПВ для перевозки грузов вызывает сомнения", — резюмировал главный конструктор.
Проект 12000 "Тюлень". Фото — Северное ПКБ
Проект 12000 "Тюлень". Фото — Северное ПКБ

Среди разработок Северного ПКБ есть и катамараны с малой площадью ватерлинии (КМПВ). Так, КМПВ проекта 12000 "Тюлень" разработан в середине 1980-х годов конструктором Александром Шныровым. Несколько позже в бюро создали проект сторожевого корабля-полупогруженного катамарана с бо́льшими размерениями (130Х30 м). Как пишет Алексей Соколов в своей книге "Альтернатива. Непостроенные корабли Российского Императорского и Советского флота", арсенал одного из вариантов такого катамарана включал: одноствольную 100-мм корабельную артустановку АК-100, зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) "Кортик", зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Кинжал", противолодочный ракетно-торпедный комплекс "Водопад" и 2 вертолёта Ка-27. Эти проекты не дошли до серийного производства. 

СПРАВКА:

SWATH (от англ. Small Waterplane Area Twin Hull, двухкорпусное судно с малой площадью ватерлинии) — форма корпуса кораблей, при которой подводная часть состоит из двух погружённых понтонов, образующих минимальную площадь сечения по ватерлинии и соединённых с надводной платформой тонкими стойками.