Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Планета бурь" (СССР, 1961) и «Кин-дза-дза!" (СССР, 1986)

Оглавление

"Планета бурь" (СССР, 1961)

Фантастический фильм "Планета бурь" (сценарий Александра Казанцева) поставлен П. Клушанцевым в лучших традициях отечественной "научпоповской" фантастики: героический советский космонавт спасает американского астронавта во время экспедиции на Венеру...

-2

В 1968 году "Планета бурь" была куплена американской компанией Роджера Кормэна ("Ужас", "Маска красной смерти", "Ворон"). Тот решил, что фильм нуждается в существенном улучшении. В итоге из "Планеты бурь" было сделано две американских версии. К одной из них приложил руку будущий знаменитый режиссер, а тогда кинокритик Питер Богданович ("Бумажная луна", "Последний киносеанс").

-3

Как и большинство своих коллег-кинокритиков, Богданович не мог похвастаться миллионными доходами, поэтому с радостью принял предложение Кормэна - перемонтировать "Планету..." за 6000 долларов.

-4

По мнению Кормэна и Бондановича, в чисто мужском по актерскому составу фильме Клушанцева (кроме русского и американца был еще робот) явно не хватало прекрасной половины человечества.

-5

Не долго думая, Питер Богданович не только подсократил советскую ленту, но и доснял несколько эпизодов с участием неких сексуально привлекательных особ. Так на экраны США эта картина вышла под заслуженно завлекательным названием "Путешествие в страну доисторических женщин"...

Александр Федоров, 1993

«Кин-дза-дза!" (СССР, 1986)

-6

Фильм Георгия Данелия «Слезы капали» (1982) был, пожалуй, самым печальным из его «грустных комедий». В этой притче по отдельным мотивам сказки Андерсена «Снежная королева» мир увиден взглядом немолодого служащего — своего рода состарившегося Кая наших дней.

Бедняге попал в глаз осколок волшебного зеркала и заставил его сконцентрировать все внимание на человеческих и общественных изъянах. Правда, дистанция времени, отделявшая премьеру картины от событий современности, показала, что волшебное зеркало у Г. Данелия было не столь уж кривым. Скорее, наоборот, своим сказочным свойством позволило авторам сказать о наболевшем.

В комедии «Кин-дза-дза!» (сценарий Р. Габриадзе и Г, Данелия) через абсолютное правдоподобие внешних реалий «обыкновенной» фантастики авторы продолжили тему «Слез...», словно отвечая на вопрос, что бы было, если бы осколки кривого зеркала троллей смогли изменить человеческую цивилизацию по дьявольскому разумению, превратив ее в царство бездуховности, безнравственности и бессовестности.

Именно такой предстает на экране далекая планета, где жители изъясняются словами «Ку» и «Кю», а предел мечтаний составляют красные штаны, перед гордым обладателем коих безропотно преклоняется всякий обитатель этой пустыни с редкими люками подземелий, над которой иногда проносятся заржавевшие бочкообразные летательные аппараты.

Камера оператора Павла Лебешева, не раз удивлявшая нас изысканными цветовыми и композиционными решениями в картинах Никиты Михалкова и Сергея Соловьева, здесь сдержанная и скупая на визуальные эффекты, погружает нас в почти одноцветную желто-серую гамму песков и мрачных подземных интерьеров.

Только однажды экран вспыхнет алым огнем цветов на роскошном зеленом лугу, где под чуть ироничную музыку Гии Канчели плавной походкой пройдут прекрасные молодые женщины в. белых полупрозрачных одеждах. Но это будет уже другая планета, где сам режиссер в роли ее мудрого правителя предложит весьма радикальный способ борьбы со злом: лишение его носителей привычной оболочки и превращение их в нежные и безмолвные растения.

Естественно, что земляне, воспитанные в демократическом и гуманном обществе, не могут согласиться с насильственным воздействием на личность разумного существа, несмотря ни на что, храня надежду на духовное возрождение одичавших "кин-дза-дзян"... Если не всех, то хотя бы некоторых.

В «Кин-дза-дза!» привлекает прежде всего не космическая машинерия или безукоризненно выполненные комбинированные съемки, а человеческие характеры в конфликтных ситуациях.

Прораб строительного управления Машков, каким его играет Станислав Любшин, в начале «звездных» приключений, очутившись за миллиарды километров от Земли, ничуть не теряется в новой для него обстановке, привычно пытаясь внушить себе и своему юному спутнику Гедевану, что не произошло ничего экстраординарного («Давай будем считать, что мы в Каракумах!»). Актеру удается блестяще передать психологию человека, привыкшего всю жизнь приспосабливаться к самым парадоксальным обстоятельствам и решениям, при этом всегда уверяя себя и других, что «так надо», «так положено» кем-то и где-то.

Не обладая удивительным даром приспособляемости умудренного производственно-жизненным опытом Машкова, искренний и наивный студент Гедеван (Л. Габриадзе) с большим трудом привыкает к нравам странной планеты, где агрессивно-жизнерадостный толстяк Уэф (Евгений Леонов) своенравно повелевает меланхоличным Би (Юрий Яковлев) с плебейским колокольчиком в носу только потому, что бедолага неудачно отсвечивается в диковинном приборе для проверки «благородства» происхождения...

Столкновение землян с обычаями, моралью далекой планеты, конфликт мировоззрений, взглядов и вкусов решается в фильме с изобретательной комедийной выдумкой.

Александр Федоров
14 мая 1987