Найти в Дзене
Кино и немцы

"Воины радуги" - уникальный художественный фильм о коренных жителях Тайваня и их борьбе с японскими захватчиками

"Воины радуги", он же "Седек бале". Интересное красивое экзотическое кино, самый дорогой кинопроект в истории Тайваня. Начинается, правда, вот с такого отвратительно сделанного компьютерного кабана, но не обращайте внимания - дальше все гораздо лучше.

Продюсировал фильм знаменитый гонконгский режиссер Джон Ву, но это не фильм в стиле Джона Ву, и слава китайским богам за это, конечно.

Фильм полностью основан на реальных событиях конца 1920-х годов, посвящен так называемому инциденту в У-Ше (Ву-Ше). Суть инцидента:
В 1927 году Китай передает Тайвань в собственность Японской Империи. Китайцы никакой промышленной деятельности на острове все равно не вели, жили там в паре деревень на побережье, и остров им был не особо нужен. Японцы же вожделели тайваньские горы с тамошними полезными ископаемыми. (Да, остров объективно большой, и на нем есть немаленькая горная система) Но горы были заселены особой породой варваров - атаялами - народом не родственным ни японцам ни китайцам, а потому ни тех ни других не любившим.

Атаялы смотрят на тебя как на человека с лишней головой.
Атаялы смотрят на тебя как на человека с лишней головой.

Они жили в горах, татуировали лица и до автоматизма оттачивали навык отрубания человеческой головы одним ударом. Потому что, как и у любых горцев, весь смысл их жизни сводился к взаимной хронической грызне между разными горными кланами.
Самая мякотка их мировоззрения, помимо мимимишной привычки молиться на радугу, заключалась в том, что человек, которого ты убиваешь, на том свете становится твоим лучшим другом и духом-защитником в этом мире. И чем больше ты убил - тем больше у тебя друзей и духов-покровителей, ну а заодно и человеческих черепов на завалинке дома. Ну, и просто, чтобы из мальчика стать мужчиной, нужно отрубить голову врагу. Только после этого ты можешь назваться "седек бале" (воин радуги), забить татуху на лице и украсить ножны своего меча человеческим скальпом. А до того, хоть будь ты сорокалетним многодетным отцом - ты просто мальчик и должен молчать, пока к тебе не обратится мужчина. Женщины после родов, вообще поллица себе зататуировывали.

Девушки, не повторяйте этого дома.
Девушки, не повторяйте этого дома.

И вот к этим прекрасным детям гор, живущим в полном равновесии с природой, прибывает японская администрация с ограниченным полицейским контингентом. Японцы сразу начинают зверствовать: строят бесплатные школы (в которых дети дикарей и японцев учатся в одних и тех же условиях за одними партами), железную дорогу, электростанцию, водопровод. А еще любуются сакурой, которая тут цветет особенно пышно, и запрещают горным кланам воевать друг с другом. Оккупанты, что с них взять...

Нестерпевшие дикари начинают сходу элиминировать японцев. Те отправляют в горы карательные экспедиции, но раз за разом жестоко проигрывают битвы. Потому что горы, сами понимаете. Рай для гордых горцев и жутчайший геморрой для регулярной армии.

Японский захватчик беспардонно любуется чужой сакурой
Японский захватчик беспардонно любуется чужой сакурой

Со временем все устаканивается, японцы таки договариваются с вождями кланов за всяческие ништяки. Кланы закапывают от греха подальше свои фитильные ружья и никого не режут 20 лет. Мужики бухают, бабы рожают, в племени катастрофически увеличивается число молодых мужчин с нетатуированными лицами. С этим надо что-то делать!

Кроме того, имеет место эксцесс исполнителя. Несмотря на то, что японцам велено правительством обращаться с дикарями хорошо - они им тупо хамят по-мелочи. А сами мелкие такие, невзрачные, лица без татух - терпеть же невозможно!

Организовать атаку вряд ли удастся, командир-сан.
Организовать атаку вряд ли удастся, командир-сан.

И вот на свадьбу сына вождя забредает полицейский капитан. Ему подносят выпить, как дорогому гостю - местного зернового пива, ферментированного человеческой слюной. Он отказывается. Ему пихают стаканом в рожу. Он начинает махать дубинкой. Его пинают. Он клянется подать жалобу, а это реальные неприятности для горцев.
Горные кланы превентивно поднимают восстание. Причем, как все горные кланы, не упускают случая перессориться друг с другом. И половина начинает рубить японцам головы заради татух, а другая половина переходит на строну японцев, чтобы нагадить первой половине и тоже нарубить голов ради татух. 

Японцы используют авиацию, химическое оружие, артиллерию, но особо без толку. Впрочем, перспективы ясны - в том числе и восставшим. Японцы хотя и теряют в разы больше людей, давят тупо техникой и ресурсной базой. После нескольких месяцев боев, уцелевшие воины восставших кланов собственноручно 
совершают массовый суицид, чтобы не оказаться в положении проигравших. Главный вождь восставших перед этим рекомендует сделать то же всем женщинам и детям восставших. Что характерно, рекомендация с почтением выполняется. В живых случайно остаются всего несколько человек - в основном беременные или недавно родившие женщины.

Японский полицейский хамит вождю
Японский полицейский хамит вождю

Хорошее кино. И если говорить о сути противостояния между "детьми природы" и цивилизацией - то оно гораздо содержательнее пресловутого "Аватара". Плюс - реальная событийная основа. И язык! Фильм полностью снят на языке атаял, с их традиционной музыкой и песнями. Еще немного на китайском и японском.

Особенно запомнился спор клановых вождей, когда одного из них уговаривают восстать и рубить япошек:

- Вы все умрете. Ваши жены и дети умрут. История ваших родов пресечется. И ради чего? Ради этих узоров на лицах?
- Ради гордости! **вынимает меч**

Рекомендую в переводе Сербина. На Рутрекере есть.