Здравствуйте, уважаемые читатели. Очередь морского обзора на канале. Он представляет собой продолжение недавней статьи о славянах на Балканах, на побережье Далмации в раннем средневековье, в морском ракурсе.
Начиная с конца пятого века, славяне появляются на страницах летописей восточно-римских хронистов. Неизвестные Риму до этого, славянские племена надвигаются с севера и нападают на византийские пределы. Ромеи отвечают походами легионов за Дунай. Но в самом начале шестого века, в дунайской армии Византии происходит мятеж. Войско снимается с границы и идет на Константинополь, провозглашая центуриона Фоку новым императором. Дунайская граница была открыта, и славяне хлынули на балканские территории ромеев – византийцев.
В течении седьмого века славянские племена доходят на юге до полуострова Пелопоннес, а на востоке проникают даже в Малую Азию.
Славяне очень быстро освоили и морской способ достижения своих целей. Живущие в речных системах крупных восточно-европейских рек, они вывели свои флотилии лодок – однодревок (моноксилов в ромейской терминологии) в прибрежные воды Черного, Средиземного, Эгейского и Средиземного морей.
Лодки – однодревки (долбленки) – плоскодонные лодки. Как правило, гребные, выдолбленные из одного ствола дерева. Однодревки имеют давнюю историю. Их использовали многие народы. Применительно к рассматриваемому региону, можно вспомнить пиратские флотилии готов и других черноморских народов, нападавшие на Римскую империю несколькими веками ранее.
В 610 году славяне провели комбинированный штурм крупного прибрежного города Фессалоники. Пешей дружине с моря помогал морской отряд. Впрочем, взять хорошо укрепленный город не удалось. В последующие десятилетия отмечаются набеги морских ватаг славян на острова Эгейского архипелага, Крит, Южную Италию и др.
Постепенно, в течении 8 – 9 вв., Империя смогла вернуть себе контроль над южной частью Балкан. Где-то славянские общины покорились власти ромейского императора, где-то были изгнаны на север, а где-то происходил процесс ассимиляции в грекоязычном окружении. Так или иначе, Византия смогла установить контроль над побережьем Эгейского моря, и больше славянские пираты там не появлялись.
Иное дело Адриатическое побережье Балкан – Далмация. Славяне стали заселять эти земли еще в 7 веке. Причем, в случае двух крупнейших сообществ, хорватов и сербов, заселение происходило по приглашению византийских властей.
Отдельные племена и роды славян поселялись на побережье Адриатики, в Далмации, и переходили к морскому образу жизни: рыболовству, торговле, морскому разбою. Как и везде в средние века, часто, эти занятия совмещались. Люди ловили рыбу и одновременно грабили проходившие рядом с их побережьем морские торговые караваны. Или морской торговец, при случае, мог поживиться разбоем, если была сила конечно.
Уже в сороковые годы седьмого века летописи фиксируют морские грабительские походы в Италию. Так, славяне переправились через море в лангобардское княжество Беневент и убили местного герцога Аиульфа (Айо), попытавшегося дать отпор славянам.
С тех самых пор славянское пиратство на Адриатике становится постоянным фактором, усложняющим жизнь византийским, венецианским и иным купцам. Особенно неприятно, славянское пиратство было для Венецианской республики, не без основания считавшей Адриатическое море своей вотчиной.
Побережье Истрии и Далмации в это время представляло собой «винегрет» из старых имперских городов, формально подчинявшихся Византийской империи и славянских общин побережья, также формально считавшихся вассалами хорватского князя или других славянских князей помельче (захлумского, дуклянского и т.п.). В этих городках, бухточках, островах Далматского архипелага и обустраивались самые настоящие пиратские гнезда.
Первые достоверные сведения о них можно отнести к 9 и нач. 10 вв., когда масштаб пиратской славянской проблемы стал таким, что венецианские летописцы стали отражать это на страницах своих хроник. Но несомненно, что пираты – славяне буянили на Адриатике и ранее.
Так, в двадцатые годы IХ столетия, венецианский дож Джованни проводит несколько экспедиций с целью противодействия неретинским славянским пиратам. Позже, он вынужден заключить с ними договор.
Впрочем, какое дело было пиратам до заключения договоров. Ну договорился их князь с венецианцами о чем-то. Море здесь, жирный торговец идет по нему со своим товаром. Отчего не пощипать?! Славяне продолжили громить венецианских купцов.
Новый венецианский дож, Пьетро Традениго организует ряд карательных экспедиций на славянские прибрежные княжества. Особенно на непокорных неретян. В одной из таких экспедиций, венецианцы столкнулись с морской дружиной неретинского князя и потерпели поражение. После чего, нападения неретян и прочих далматских славян на торговые караваны венецианских купцов и опорные пункты торговой итальянской республики на Адриатике усилились.
Венецианцы действовали по древнему римскому принципу, «разделяй и властвуй». Они заключили соглашение с хорватским князем Драгоем и на какое-то время, нападения хорватских пиратов стали менее интенсивными. В тоже время, Венеция начала новую кампанию против славян – неретинцев. 18 сентября 887 года в морской битве со славянами погиб венецианский дож Пьетро Кандиано.
Примерно по такой же схеме развивались события и в следующем столетии, когда венецианские экспедиции по усмирению славянских пиратов и принуждении к покорности славянских князей, перемежались с яростными нападениями пиратов на торговый флот республики. Обычным явлением была выплата дани венецианцами далматским славянам.
В 9 – 10 столетии венецианцы и византийцы нанимают славянских мореходов и для противодействия арабским пиратам. Проникновение мусульман на Сицилию привело к появлению арабских пиратов в Адриатике. Славяне участвуют в морских налетах на мусульманские базы острова Сицилия.
В конечном итоге, с начала 11 века Венеция переходит в наступление. Планомерно и деятельно дожи добиваются перехода всех городов и общин Далматского архипелага под контроль республики Святого Марка.
На какое-то время пиратство на Адриатике затихло. Но в 14 -15 веках силу набирают албанские пираты, которые занимаются грабежом как купцов Османской империи, поработившей Балканы, так и венецианских торговцев. Сами османы благосклонно относятся к переселению части пиратов с севера Африки на подконтрольное им Адриатическое побережье. Таким способом они пытаются ослабить Венецию. С конца 15 века добавляются еще одни лихие представители морской вольницы на Адриатике. Это ускоки – славянские беженцы от турок-османов на островах Далматинского архипелага . Ускоки стали аналогом казачества на Адриатике и принесли немало проблем султанам Блистательной Порты. Но обо всем этом, уже в следующем пиратском обзоре на канале.
Продолжение следует.
Ссылки на все исторические обзоры канала здесь - Исторические обзоры