Продолжаем уточнять сведения о потерях флота кайзеровской Германии. Преследуем две цели: первая- уточнить понесенные потери в корабельном составе, вторая - с помощью читателей, уточнить некоторые сведения, которые иногда представляются ошибочными или неточными. А также - вспомнить небольшие корабли и суда, которые также погибли, но не снискали ни славы, ни памяти. Будем рады обсуждению, замечаниям и пояснениям.
1915 год
Апрель
9 – вспомогательный крейсер «Принц Эйтель Фридрих» интернирован в США, г.Ньюпорт-Ньюс.
Океанский лайнер, принадлежавший компании "Северо-Германский Ллойд" с началом войны в Циндао был переоборудован во вспомогательный крейсер, вооружен артиллерией с устаревших канонерских лодок (крейсеров) "Тигр" и "Лухс". 5 августа 1914 года покинул Циндао и ушел на Марианские острова на соединение с эскадрой адмирала Шпее. Решением вице-адмирала Шпее "Принц Эйтель Фридрих" был отправлен вместе с рейдером "Корморан" и угольщиком "Марк" в австралийские воды для самостоятельного рейдерства.
Для справки: водоизмещение - 16000т (8797 брт), размерения - 153,3х16,9. скорость хода - 15 узлов, дальность плавания - 10000 миль, экипаж - 402 человека.
За семь месяцев рейдерства в Тихом океане и Южной Атлантике корабль потопил 11 судов противника (преимущественно парусных) общим тоннажем 33 423 брт. Из-за постоянных поломок в машине и из-за нехватки угля и припасов, прибыл в нейтральный американский порт Ньюпорт-Ньюс, где и был интернирован властями США.
14 - транспорт снабжения флота "Рубенс" подожжен в бухте Манза, восточное побережье Африки, артиллерийским огнем британского бронепалубного крейсера "Гиацинт". Затоплен экипажем ввиду угрозы захвата противником.
Бывший британский пароход "Рубенс" был захвачен немцами, переименован в "Кронберг". В апреле 1915 года, под датским флагом пробивался с припасами на помощь лёгкому крейсеру «Кенигсберг», блокированный британцами. Был перехвачен и затоплен в данном районе британским бронепалубным крейсером «Гиацинт» (тип "Хайфлайер").
Для справки: На "Рубенсе" находилось 1600 т вестфальского угля для "Кенигсберга", несколько тысяч снарядов, несколько миллионов патронов для винтовок, запчасти для ремонта машин крейсера, консервы, обмундирование. Капитану парохода удалось затопить судно в таком месте, что немцам впоследствии удалось поднять большую часть доставленного снаряжения.
21 - эскадренный миноносец S21 погиб в заливе Ядэ (Гельголандская бухта) в результате столкновения с легким крейсером "Гамбург" (погибло 36 человек). Место гибели 53°47'N/08°09'O.
Для справки: Относился к типу S-13 -S-24. Построено 12 единиц, заво Шихау в Эльинге. Заложен в 1912 году, вошел в состав флота 20 июня 1913 года. Водоизмещение: 695 т (в полном грузу)/проектное - 568 т. Размерения: 71,5х7,34х3,15 м. Механизмы: две турбины "Шихау", три военно-морских угольных котла, мощность 15968 л.с. Скорость - 34 узла. Дальность плавания -1050 миль (17), 600 миль (29). Запас топлива - 108 т угля, 72 т нефти.
Вооружение: 2-88-мм орудия, 4-500-мм ТА, 18 мины заграждения. Экипаж - 74 человека (в т.ч. 3 офицера).
22 - транспорт снабжения флота "Либау" затоплен экипажем у южного побережья Ирландии после захвата англичанами.
Для справки: имеются данные, что захват этого транспорта произошел в 1916 году, когда экипаж пытался доставить оружие в Ирландию для помощи в "Пасхальном восстании"
26 - вспомогательный крейсер «Кронпринц Вильгельм» (15980 брт) интернирован в США, г.Ньюпорт-Ньюс.
Для справки: Для своего времени - красивый и роскошный океанский лайнер, обладатель "Голубой ленты Атлантики". Четырёхтрубный "Кронпринц Вильгельм" при мощности своих машин в 36 000 лошадиных сил мог развивать скорость 23 узла (суточный расход - 500 тонн угля) .
При строительстве были предусмотрены ряд мер, которые должны были облегчить переоборудование корабля в рейдер. На полубаке и надстройке были предусмотрены усиления для установки артиллерийских орудий, котельные и машинное отделения получили конструктивную защиту. Для хранения боеприпасов в непосредственной близости от усилений под пушки были предусмотрены специальные складские помещения, что позволяло здесь быстро оборудовать артпогреба. Лайнер также получил разветвлённую телефонную связь, бронированную радиорубку, прочные двери в водонепроницаемых переборках с электроприводом и возможностью централизованного управления.
Буквально за день до начала войны "Кронпринц Вильгельм" смог выйти из американского порта, уклониться от британских военных кораблей и встретиться с лёгким крейсером "Карлсруэ". На крейсер была перегружена часть угля, а с него получены 2-88-мм орудия и 290 снарядов. На лайнер поднялись 16 морских офицеров во главе с капитан-лейтенантом Паулем Тирфельдером, который стал командиром нового вспомогательного крейсера, поднявшего германский военно-морской флаг.
Для справки: С августа 1914 по апрель 1915 года за 254 дня (65 дней потратил на перегрузку угля) он прошёл более 37500 морских миль, перехватил 31 вражеское судно и уничтожил 15 из них общим тоннажом 60 522 т. С одного из британских транспортов были даже перегружены и установлены на корме два 120-мм орудия, но без снарядов.
Но к весне 1915 года ситуация усложнилась - экипаж испытывал недостаток витаминов, болел, имелись признаки цинги, машины требовали ремонта, обшивка корабля имела повреждения. В этих условиях Тирфельдер принял решение идти в ближайший нейтральный порт - им стал Ньюпорт-Ньюс. Утром 11 апреля он сумел проскользнуть мимо британского броненосного крейсера "Саффолк" и вошел в гавань Ньюпорт-Ньюса, где ему разрешили встать в сухой док. Когда рейдер пришел в Нью-Йорк для интернирования, в бункерах оставалось только 25 т. Но рейдеру было позволено только очистить обросшее днище, проводить ремонт поврежденной обшивки и форштевня ему не разрешили. К 26 апреля Тирфельдер осознал бесполезность своей борьбы и согласился на интернирование корабля.
Источники: Шишов, А.А. Потери Военно-морского флота Германии в Первой мировой войне 1914-1918 гг. - СПб, 1996, 104 с.; Корбетт, Дж. Операции английского флота в первую мировую войну. - Мн.:Харвест, 2003.- 480 с.; Трубицын, С.Б. Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии (1871-1918 гг.). - СПб.: БКМ, 2000.- 112 с.; Вильсон, Х. Линкоры в бою, 1914-1918 гг. -- М.: Изографус, ЭКСМО, 2002. - 432 стр.