В разные времена в это понятие вкладывался различный смысл. Сейчас экошина – это комплексное изделие, которое как повышает топливную экономичность автомобиля, так и сама по себе уменьшает загрязнение окружающей среды.
При качении пневматическая, наполненная воздухом шина деформируется, сжимается и разжимается. На это расходуется энергия, которую принято называть сопротивлением качения шины.
Больше всего энергии тратится на деформацию протектора. Его внутренности трутся друг о друга, нагревая шину. Эту часть потерь можно уменьшить, сделав протектор тоньше. Но тогда, шина раньше износится.
Энергия также тратится и на сжимание боковин шины. Снизить эту часть потерь можно, сильнее накачав её. С другой стороны, езда на полуспущенном колесе приводит к очень большим потерям.
Поэтому, с 2014 года в Европе введено требование о том, чтобы на каждом новом автомобиле имелась система контроля за давлением в шинах. Самые первые системы имели датчики давления, встроенные в вентиль шины, которые периодически по радио передавали показания. В случае падения давления ниже допустимого, водителю подавался сигнал с информацией, показывающий, какую шину подкачать.
Сейчас поступают проще. Датчики вращения, стоящие на каждом колесе, сравнивают скорость колеса и автомобиля. И, если эти скорости сильно отличаются, значит с колесом что-то не так, и водителя информируют об этом.
Что же касается материала протектора, то поначалу, стараясь уменьшить потери, конструкторы делали его жёстче. Это приводило к уменьшению сцепления шины с дорогой. Первые экошины были скользкими, о чём не переставая писали и говорили авто журналисты ещё несколько лет назад.
Вообще, найти требуемый баланс между сцеплением, сопротивлением качению и долговечностью шины не просто. Каждая производящая их компания решает эти проблемы по-своему. И вполне успешно. Современные экологичные шины едут не хуже обычных.
Ну и конечно же, экошины изготавливаются из сберегающих природные ресурсы матушки Земли материалов. При их производстве используется, вырабатываемый из растительного сырья биоэтанол, а также отходы от переработки старых шин, пластиковых бутылок, упаковки.
Выбрать экошину очень просто, надо посмотреть на наклейку, которая в обязательном порядке имеется на всех новых шинах. На ней слева показана топливная экономичность шины, косвенно оценивающая, как раз, сопротивление качению. Справа даётся градация поведения шины на мокрой дороге. A – это лучше, E – хуже. Снизу указана шумность шины в децибелах и буквенная оценка. Рядом может располагаться значок со снежинкой, говорящий о том, что шина зимняя или с горами, тогда это горная зимняя шина для самых сильных морозов.
#сопротивление качению шины #давление в шинах #переработка шин #евроэтикетка на шине