У меня давно было желание принять участие в регате вокруг Ирландии. Эта регата проходит по четным годам раз в два года с целью привлечь больше участников: по нечетным годам - регата “Rolex Fastnet Yacht Race”, по четным - “BMW Round Ireland Yacht Race”. Старт и финиш в городке Wicklow на берегу Ирландского моря. Дистанция по кратчайшим линиям 790 морских миль, с учетом ожидаемой лавировки по Ирландскому морю протяженность пути может составить 900-1000 миль.
Если «Fastnet» проходит в августе обычно в спокойную погоду, то яхты в «Round Ireland» с большой вероятностью встречаются с тяжелой погодой в июне, когда с Северной Атлантики приходят циклоны с штормовыми ветрами и температура воды у поверхности не превышает +10 градусов.
Регата вокруг Ирландии относится к 2-й категории Специальных Правил ИСАФ, допуск к регате не формальный. Из квалификационных документов диплом яхтенного капитана Yachtmaster Ocean, выданный Капитаном порта сейчас подходит, но в 2008 году такие дипломы у нас еще не выдавались, поэтому в дополнение к диплому яхтенного капитана необходимо было добавить сертификат оператора-радиотелефониста, выданный капитаном порта, сертификат базового курса выживаемости на море и сертификат по оказанию первой медицинской помощи на судне. Мы экипажем прошли все эти курсы и получили сертификаты.
Кроме того, экипаж перед участием в гонке должен иметь опыт плавания на этой яхте не менее 300 морских миль. Таким образом, надо было планировать всё мероприятие на две недели: стажировка 300 миль плюс, и сама регата 800 – 1000 миль.
Были сложности с оформлением Ирландской визы. Были разные запросы, поэтому визу оформляли полтора месяца. Вероятно, в Ирландии редко бывали россияне. Позже мне рассказали, что легче оформить визу в Великобританию в течение нескольких дней, а там между Великобританией и Ирландией безвизовое пространство. Не знаю, изменилось ли что-нибудь с той поры…
Я долго искал, какую яхту арендовать, в конце концов была найдена яхта типа “Corby-41,5”. Эта яхта имеет глиссирующие обводы, длинный кинжальный киль с бульбовым фальшкилем, корпус и рангоут из углепластика, большая площадь парусности по отношению к водоизмещению. Из 8-ми групп участвующих яхт мы вошли в нулевую группу IRC-0, в которой нас набралось 12 яхт. Предстояло принять яхту в марине города Howth в 30-ти милях севернее от Wicklow, наплавать не менее 300 миль и прибыть в марину Wicklow для предъявления яхты и себя инспекторам и получения допуска к участию.
Приняли яхту и вышли в море. Погода не баловала: ветер 20-30 узлов, - не штормовой, но сильный, морось, временами дожди, видимость так себе. Но я озвучил своё удовлетворение плохой погодой по двум причинам:
1. После плохой погоды должна наступить хорошая, и мы как раз во время регаты будем созерцать высокие зеленые берега Ирландии и океан;
2. Мы сейчас «прикачаемся», и во время гонки будем чувствовать себя хорошо.
Ни первое, ни второе не сбылось.
Когда мы после нашей «стажировки» ошвартовались в Wicklow, в яхте почти не осталось сухого места, все непромоканцы были промокшие, а просушиться негде, потому что погода была дождливой с предельной влажностью воздуха.
По прогнозу снова подходил циклон и наши надежды на приятное путешествие закончились.
Для тяжелой погоды нас было мало на долгий путь, так как эту яхту требуется откренивать, да еще по двум вахтам распределиться, т.е. управлять судном и откренивать должна одна вахта за исключением тревог и авралов, когда работают все. Желающих сходить в гонку оказалось много, на других яхтах тоже готовились к штормовым ветрам. У нас получился интернациональный экипаж, в состав которого кроме нас вошли граждане Ирландии, Великобритании, Франции, Австралии и Новой Зеландии. Ирландка Катрин "прошерстила" всю яхту и выбросила в помойку все наши запасы виски "Джемесон". "Ты что наделала?" Ответ: "Знаю что! Мы в соревнование идем, а не катание!"
Стартовали 22 июня 2008 года в 11.00 местного времени. Сигналом старта был громкий выстрел из корабельного орудия с фрегата, стоящего на якоре. Гонка началась.
Мы шли под зарифленным гротом и стакселем №3, откренивая всем экипажем, чтобы как можно скорее оторваться от основного скопления яхт, закрывающих парусами ветер друг другу. На всех яхтах все откренивали и "пыжились" с той же целью оторваться. Так бывает всегда вначале гонки. Друг на друга летят брызги, друг другу закрывают ветер, все орут на всех языках Мира. Все равно вскоре яхты постепенно рассортируются по океану, и каждая вовсе в одиночестве продолжит свое плавание. Ветер подвывал в снастях соответственно его силе 24-28 узлов (12-14 м/сек), летевшие брызги скоро перестали восприниматься: всё равно непромоканцы оставались мокрыми от предыдущих дней «стажировки». После огибания мыса Wicklow яхты встретились с большими встречными волнами, идущими с океана. До этого мыс прикрывал от них. В это же время мы были обнаружены дельфинами, и те начали нас сопровождать, выскакивая из волн. "Ой, как они ещё и подпрыгивают! Их не укачивает?", спросил Альберт, и все рассмеялись. Каждый моряк по своему воспринимает и оценивает высоту волн, в данном случае визуальные оценки были в пределах от 12 до 18 метров. Яхтсменам очень рекомендую прочитать книгу Адларда Колса «Под парусом в шторм». В частности о высоте волны он пишет так: «Я считаю, что истинная высота волны равна трем пятым от наблюденной визуально, но с сожалением должен признаться, что это соотношение завышено и что истинная высота составляет, вероятно, не больше половины наблюденной. Я не могу объяснить, почему это так, но океанографы утверждают, что определить высоту волн на глаз нельзя.»
Вокруг Ирландии в море расположены 6 метеобуев, которые передают высоту волны, направление и силу ветра, температуру воды у поверхности в реальном масштабе времени. Эту информация находится по адресу: https://www.met.ie/forecasts/marine-inland-lakes/buoys
Взглянув в интернет, я увидел высоту волн по информации от ближайшего к нам буя 6 метров. Всё же это очень высокие волны, и некоторые члены экипажа начали укачиваться. На самом деле, мы вскоре вообще все укачались. Яхта пластиковая, кокпит открыт в корму. Стою за рулем в мокром непромоканце (яхтсмены называют такой костюм "нипром"), любое выделение тут же обливает волна и смывает напрочь. Жесть! Хотя экипаж утверждал, что "не может быть и скорее всего буй сломался и неправильно показывает высоту волны". Всего стартовало 48 яхт, но уже через 4-5 часов после старта некоторые яхты начали сходить с дистанции и укрываться в ближайших маринах: по прогнозу ожидался шторм. К утру 23 июня ветер и волнение улеглись, мы не видели вокруг яхт, будто одни растворились в море, скалу Фастнет прошли при хорошей погоде. Почти весь день было сухо и это позволило нам немного подсушиться.
Когда мы прошли скалу Фастнет, Игорь Красаков достал бутылку виски (как Катрин не обнаружила?), и нам по 50 граммов была радость отметить данное редкое событие. На закуску открыли пару банок лососевой икры, но ею закусывали только русские и австралийка Джессика с новозеландцем Джимом. Брайн отказался, а ирландцы сказали "ффуу! как вы это едите? Это же почти внутренности!! Фуу!"
Южную оконечность Ирландии обогнули под генакером и полным гротом. К вечеру ожидаемо начал усиливаться ветер от юго-запада. Со временем яхта начала периодически глиссировать. Я решил поменять генакер с большого на другой, который поменьше и прочнее. Но ирландец Филиппе стал убеждать меня продолжить идти под большим генакером "до последней возможности", а затем он обещает лично возглавить смену парусов. К сожалению, я согласился с его доводами, потому что он - известный океанский гонщик... Ветер продолжал усиливаться, и в час ночи настало время менять генакер с большого на малый. Я стоял за рулем, было уже сложно управлять, яхта летела как ошалелая и вот-вот уйдет в брочинг. Боязно. Филиппе руководил на палубе сменой парусов.
- А ю рэди??
- Ес!!!
- Даун генакер!
Генакер в такой ветер надо спускать очень быстро и под прикрытием грота, протаскивая полотно между гротом и гиком, чтобы гик служил в том числе страховкой, куда можно опереться. Четверо перебирали-сучили руками, и вдруг нижняя часть паруса, которая уже почти вся была в рубке, рванулась ветром наружу. Новозеландец Джим отстегнул страховочный конец и мужественно бросился ловить парус. Он его крепко схватил, но в результате образовалось пузико, которое ветром выбросило Джима за борт. Двое одновременно успели схватить его за ноги, и бедолага повис вверх этими ногами с головой под водой. Джим оказался очень тяжелым, и его не могли никак вытащить. Я кричу, чтобы остальные помогали, вокруг темнота, вой ветра в снастях и шум волн. Наконец, потерпевшего спасли. Он головой под водой был дольше 3-х минут, поэтому я предполагал самое печальное. Живой!!! Выдох! "Джим, иди вовнутрь и отдыхай."
Этот вырвавшийся генакер целиком был в воде, весь изорвался и веревками и полотном намотался на гребной винт, который вращался из-за набегающего потока воды. Никто не мог вспомнить когда и зачем освободили стопор гребного винта, и он стал вращаться. Вероятно, случайно... Что-то надо делать. Вода +9 градусов, волны "выше сельсовета", ночь, вой ветра. Англичанин Брайн вызвался нырнуть и освободить винт, так как он типа "морж". В одних плавках на этом холоде, с ножом в зубах и привязанный, чтоб его не унесло от нас или нас от него, он полчаса нырял, героически отрезая кусок за куском. И справился! "Брайн - молодец! Иди тоже отдыхай и согревайся! Глэр, пожалуйста, сделай им чаю!"
Теперь предстояло поднять малый генакер. Ну, если что пойдет не так, я этого Филиппе порву, б....!
- А ю рэди!
- Рэди!!!!
- Ап генакер!
Быстро подняли генакер, но тут вдруг яхту резко развернуло и молниеносно завалило на борт мачтой об воду. Внутри снова все посыпалось: люди, вещи, у Глэр мгновенно появились крылышки, и она успела отлететь в сторону от кипятка, чтобы не ошпарило.
Яхта развернулась против ветра и встала. Генакер долой, б...!!!С...!! (ненормативная лексика). Эти с... подветренный шкот (брас) умудрились завести между гиком и гидравлической оттяжкой гика, там его защемило, и при подъёме парус резко надулся вбок, и наше судно перевернулось. В момент переворота фал генакера застрял между шкивом и мачтой там, наверху, закусился и парус не спускался.
Я кричал, народ дергал этот парус. Надо бы этого Филиппе отправить на мачту, но я эту мысль отбросил, потому что первые два случая с Джимом и Брайном "проскочили", а на третий не сделать бы "жмура" на борту. "Рвите его нах...!" Все понимали мой язык независимо от национальности, рванули дружно и оторвали. Наверху остался болтаться треугольник от генакера, да и пёс с ним... Подняли стаксель №2 (второй по величине), на два ряда зарифили грот. При таком варианте яхту сильно приводило, если чуть позволить ей приводиться, поэтому очень внимательно надо рулить.
Сильные порывы пришли в четыре часа утра, продолжались весь следующий день и еще одну ночь. Сила ветра в порывах достигала иногда 50 узлов (25 м/сек). С утра яхта практически все время глиссировала, выдавая скорость в диапазоне от 18 до 25 узлов. Я сожалел о потерянных генакерах. Большой не жаль было, все равно от него толку сейчас никакого, а вот тот малый и крепкий, который пришлось порвать ночью... Мы под ним и 30-35 узлов шли бы сейчас, и управлять было бы хорошо... Угнались бы дельфины? А? Все это время продолжались дожди, иногда проливные по нескольку часов. Никаких «красивых Ирландских берегов» мы не увидели, видимость была такая, что большую часть времени мы вообще ничего не видели кроме волн и серой пелены вокруг. Встречались тюлени странного коричневого оттенка, серые дельфины и один раз кит фыркнул вонючими соплями по ветру на нас. Если кто-нибудь нюхал - тот знает. Температура забортной воды +9 градусов по Цельсию. Все замерзли. У меня было ощущение, будто я никогда не согреюсь.
Волнение очень непростое. Наложились три волновые системы. Длинная зыбь шла со стороны Исландии, еще длинная зыбь приходила откуда-то от Лабрадора, на эту картинку наложились действующие ветровые волны. Иногда происходили резонансные выплески волн либо резкие впадины. Бывало, что перед яхтой образовывалась обширная «долина», в которую мы глиссировали с волны, но вдруг посреди «долины» резко поднималась вода и мы тыкались в эту волну, принимая потоки холодной воды. Или вдруг мимо "проскакивал" силуэт типа дракона от угловых волн. При большой скорости яхты трудно кушать: тебе подают термокружку, в которой на одну треть залит сухой продукт минут на 10, эту кружку надо держать в одной руке, а другой рукой держаться за что-нибудь на яхте, чтобы не летать над ней при ударах волн. Затем надо постараться переместить еду из кружки в рот, не отрываясь от яхты. Удар волны, и пища пролетает мимо рта, и ты снова голоден. Очень мокро и холодно! В закрытых морях, таких как Балтика, Черное, Белое, - волны в основном имеют порядок. К тому же в морях скорость волны значительно меньше, чем в океане.
Между островами Ирландия и Мэн встретились с сильным сулоем, который яхта буквально «пробивала», почти остановившись в его пене, а затем до финиша снова лавировались. Мы заняли первое место в нашей группе IRC-0. Наши потери составили два в клочья разорванных и оставленных в океане генакера, вырванный погон гика-шкота, порванный стаксель №2, небольшой разрыв на гроте и дополнительные седые волосы.
После швартовки ,голодные и замерзшие, мы пошли искать место где покушать горячего и выпить крепкого. По запаху нашли кафешку, а там под прозрачными витринами дымились аппетитные куски мяса и ребра свинины, говядины, баранины, жаренная и печеная картошка, курица, разные салаты… И тепло... Показываешь пальцем: «это, это, это, это….» Получается полная большая тарелища вкусностей. И вискарь тоже там был. … На следующий день в местной газете пропечатали наше застолье с горами еды, бутылками виски и довольными физиономиями с таким комментарием: «Вот почему эти русские победили в регате! Они просто не взяли с собой еду!...»
На следующий день я первый уезжал в аэропорт. Мне надо было по делам в Лондон на день, а оттуда в Калининград к родителям на недельку. Весь многонациональный экипаж провожал, обнимались в аэропорту, будто Эверест покорили... В Калининграде я в Интернете еще пять дней наблюдал за остальными яхтами (было же 8 групп, 8-я - самые тихоходные), как они продолжали бороться с Океаном.
При почти постоянном серфинге в океане и сложном волнении мы за рулем стояли втроем каждый по два часа: я и ирландцы Филиппе и Матт. Мы по разному идем: при попутном ветре я иду бакштагами максимальной скоростью, а ирландцы стремятся идти кратчайшим путем почти на фордевинде с меньшей скоростью, иногда даже догоняла волна и захлестывала корму. На лавировке при встречном ветре они тоже стараются идти как можно ближе к генеральному курсу, когда паруса, выбранные втугую слабо тянут, а больше кренят яхту и жмут её к воде. Я же выбираю на мой взгляд оптимальный курс относительно ветра, чтобы яхта шла резво, быстро, хорошо управлялась и имела меньше нагрузок на рангоут и такелаж, хоть при этом и увеличивается угол лавировки. Мы не спорили и не мешали друг другу рулить по-своему. Во всяком случае, несмотря на потери и возможные ошибки, мы пришли первыми.
Вспомнилось выражение моих иностранных друзей-яхтсменов: "Ветер всегда должен дуть в лицо. Если ветер попутный, то это означает, что вы не туда идёте либо что-то неправильно делаете..."
Вот какие выводы могу сделать:
1. Мы были недостаточно хорошо одеты в теплую и непромокаемую одежду и сильно замерзли;
2. При себе надо иметь спальный мешок для отдыха в тепле. Этот спальный мешок должен иметь герметичный чехол. Наши мешки все оказались насквозь мокрыми, они вообще плавали в холодной воде внутри яхты, так как эту воду не успевали откачивать. Перед отдыхом из них выжимали воду, затем своим холодным телом согревали мешок изнутри, чтобы начать согреваться самому, однако уже пора было наверх на вахту, где снова вода и холод;
3. Обязательно имейте запас сухих носков. При каждом отдыхе хоть на час, надо снять сапоги, одеть сухие носки. Иначе очень скоро от мокроты кожа на ногах сморщится, потеряет эластичность и прочность, и могут произойти разрывы. Каждую пару носков лучше хранить в отдельном герметичном пакете, а не все в одном.
4. Совокупность сильного ветра, сложного волнения, постоянных дождей и низкой температуры обусловили трудность плавания. Думаю, что в такую регату категорически нельзя брать новичков, которые после гонки навсегда отвернутся от яхтинга. Какая бы яхта современная ни была, все равно во время шторма внутри оказывается много воды. Эта вода от брызг и от дождей попадает внутрь снаружи через разные невидимые щелочки, через вход в рубку, но в основном она льётся с наших мокрых непромоканцев, когда мы перемещаемся для смены вахты или что-нибудь достать.
5. При попутном ветре и волнении лучше стараться идти таким образом, чтобы волны не догоняли яхту. Возможно, для этого лучше прибавить парусов, чем убавлять их. На борту должны быть прочные паруса не только штормового комплекта, но и стаксель №2, 3 и небольшой генакер или спинакер. Яхта “Corby-41,5” очень устойчиво шла при зарифленном гроте и с генакером на бушприте: никакого усилия на руле, послушная и быстрая. После потери генакеров шли под зарифленным гротом и стакселем и яхту постоянно сильно приводило, было физически сложно стоять за рулём, поэтому менялись каждые 2 часа..
6. Между Ирландией и Великобританией в отдельных местах разница между малой и полной водой может достигать 8 метров. Сильные приливные и отливные течения, периодически возникают сулои, которые особенно опасны, когда на них накладывается большая ветровая океанская волна. Я предполагаю, что при определенных условиях целесообразнее переждать «работу» сулоя или обойти, чем преодолевать его. Потеря времени составит полчаса-час. Сулой виден в виде области или полосы, в которой пены заметно больше, чем вокруг, граница сулоя достаточно контрастная.
7. Пищу готовить некогда и сильно качает и бросает. С собой надо брать сухие продукты, которые превращаются в суп после заливания их кипятком. Но и кипятком опасно ошпариться. Важно иметь с собой термосы и перед качкой заполнить их кипятком, а также термокружки с крышками и с ручками по количеству членов экипажа.