В цифровой зеркальной фотокамере 2004 года Konica Minolta Dynax 7D используется CCD-сенсор от Sony на 6Мп. Таким же сенсором оснащены, например, Epson R-D1, Nikon D40, Pentax *ist D и прочие уважаемые "старики".
Я фотографирую разными старыми камерами, в том числе Canon EOS Kiss Digital, где установлена CMOS-матрица на 6Мп (такая же, как на "полупрофи" Canon EOS 10D). Сравниваю картинку с CCD-сенсором Dynax 7D... Не вижу существенной разницы ;) И та, и другая камера замечательно передают цвет.
Картинка будет лучше, если у вас установлен хороший светосильный объектив. Картинка будет хуже, если у вас установлен тёмный объектив. На этом мыслимые "различия" заканчиваются. Пора уже заявить открыто: между CCD и CMOS нет никакой разницы. Во всяком случае - фотографу-любителю беспокоиться совершенно не о чем.
Что может быть интересным в камере Dynax 7D?
В первую очередь - отличное управление. Этот параметр сравнения куда объективнее, чем выискивание различий между CCD и CMOS. Именно на дизайн управляющих элементов, их удобство, следует обращать самое пристальное внимание. Ведь любой системный фотоаппарат с крупной матрицей, начиная с эпохи EOS 10D/300D, даст вам замечательную картинку. Сразу или после коррекции RAW-файлов.
При беглом взгляде на Dynax 7D кажется, что здесь есть всё, что необходимо опытному фотографу. Всё на кнопках и переключателях. Здесь настолько много элементов управления, что для монохромного дисплея не остаётся места :D
А жаль...
Konica Minolta Dynax 7D - камера, "опасная" для моей коллекции. Может случиться так, что она убьёт саму идею коллекционирования, ведь в ней сочетается всё, что меня привлекает: богатая история, приятный цвет на снимках по умолчанию, сравнительно крупная матрица, системность, оптимальное число мегапикселей, отличный дизайн и управление.
Dynax 7D стала третьей системной цифровой камерой Minolta, выпущенной для профессионалов. Первые две: RD-175 (1995 год), RD-3000 (1999 год).
Из отзывов пользователей на dpreview.com
"Инженеры Minolta вложили в камеру всё, что только могли придумать".
"Изображение с камеры на 95% соответствует качеству, получаемому с плёнками NPH Pro 160 и 400, которые я использую в своей пленочной камере".
"Поистине потрясающая камера. Ручные элементы управления обеспечивают более быстрый и лучший контроль над фотографией".
"Ручное управление не имеет аналогов в отрасли".
"Вот уже 32 года для меня камеры Minolta делали (и делают) свое дело без каких-либо проблем. 7D чувствует себя так же хорошо, как мой X700s и старый XM".
"Она стоит каждого пенни".
"Сложно не любить эту камеру. Вы можете контролировать все параметры съёмки и каждый раз получать отличные результаты".
"Чувак, это - Фотоаппарат! Если ты работал со старыми плёночными зеркалками, с ручками и кнопками, которые нужно постоянно нажимать, эта камера - твоя камера".
"Использую эту камеру для концертной фотографии на значениях светочувствительности ISO 800 и 1600. Результаты просто потрясающие".
"У меня есть Maxxum 9, так что, когда я впервые взял 7D в руки, почувствовал себя как дома. Иногда я проверяю огромный ЖК-дисплей, но, в большинстве случаев, просто просматриваю настройки в видоискатель".
"Снимаю, в основном, дикую природу и спорт. Система стабилизации изображения стала для меня решающим фактором выбора в пользу 7D. Я делаю снимки с рук, для которых, без AS, потребовался бы штатив (300 мм при 1/25 сек.)".
"Просто лучшая".
"Долго ждали эту камеру, но оно того стоило. Очень нравится эргономика, большой экран и видоискатель, а также качество изображения".
"Он настолько похож на мою 35-мм зеркальную фотокамеру, что иногда я забываю, что это цифровой фотоаппарат".
Долгий путь к D7D
Знакомство с Konica Minolta DiMAGE Z5 сформировало мой интерес к Minolta. До этого момента с продукцией Minolta мне сталкиваться не приходилось.
Поэтому, когда вновь встал вопрос о том, куда пристроить мои автофокусные объективы Sony A, стал рассматривать не только варианты цифровых зеркальных камер Sony (что было очевидным решением проблемы), но и их предшественниц.
Как известно, Sony купила Konica Minolta в 2006 году, получив возможность стать серьёзным игроком на рынке цифровых системных камер. До этого момента Sony выпускала продвинутые компактные камеры, которые иногда даже называли "профессиональными" (хотя таковыми они не являлись). У меня в коллекции есть весьма приятная в плане изображения F717, относящаяся к той эпохе.
Итак, серьёзно встал вопрос о покупке новой тушки к имеющимся объективам взамен "сломанной по методу Бута" (на самом деле - ещё раньше) Sony A100.
В моём городке было интересное предложение - Sony A390 за 2500 рублей (в комплекте с китовым объективом, которых у меня, правда, уже достаточно). A390 - это CCD-матрица на 12Мп. Зеркалка начального уровня A390 - одна из последних Sony с подобным типом матриц. Отличная заглушка к моим дешёвым объективам.
За пределами моего городка оказалось гораздо больше интересных предложений. За одинаково деревянные 4000 рублей предлагались Dynax 7D и Sony A700.
Внимательно изучил обзоры камер на DPReview и других ресурсах. Оказалось, Sony A700 - версия Dynax 7D, которую серьёзно "испортили" специально для Sony. Поясню: все зеркалки Sony переделаны из двух зеркалок Konica Minolta - Dynax 7D и Dynax 5D. Переделаны по простому рецепту: оснастить крутой матрицей самого последнего поколения и сделать хуже всё остальное :)
Sony A700 предлагает всего в два раза больше (мегапикселей, быстродействия), но снимки выглядят на удивление хуже. Однозначно хуже эргономика корпуса. В фотоаппарате используется CMOS-матрица.
CCD-матрица или CMOS-матрица - для меня было не принципиальным. Поэтому, выбирая между Sony A700 и Dynax 7D - смотрел не на тип матрицы, а на дизайн корпуса. Dynax 7D оказался вне конкуренции.
Была нездоровая идея купить беззеркалку, например, Sony NEX-7 c адаптером для моих объективов. Но проект стоил бы не менее 20000 рублей и с дешевым адаптером я мог бы потерять в скорости и точности фокусировки. Дешевые объективы Sony, имеющиеся у меня, не располагают ко столь значительным тратам.
Итак, выбор пал на Dynax 7D, фотоаппарате 2004 года, имеющим лучший дизайн.
Кнопки и переключатели
Действительно, на корпусе оказалось много кнопок и переключателей. Это первое, на что обращаешь внимание, когда берёшь Dynax 7D в руки. Возникает вопрос, насколько всё это выполнено толково?
Если подумать, то для фотографа важны такие параметры, как диафрагма, выдержка, светочувствительность. Остальное - сервисные функции.
Что касается Dynax 7D: управление всеми тремя базовыми параметрами съёмки вполне обычно. Вращайте управляющие диски и меняйте параметр с контролем через видоискатель или большой цветной монитор (монохромного ЖК-дисплея нет). Ни о каких отдельных дисках для выдержек и значений светочувствительности, кольцах диафрагмы на объективах, конечно, речи не идёт.
Вместо этого, нам предложены пара лючков со сдвижными крышками - совершенно ненужное усложнение. При этом, выше лючка разъёма пульта управления, расположены ещё два разъёма с обычными хлипкими и неудобными резиновыми заглушками.
Передок и верх камеры выполнен из легкого металлического сплава. Зад пластиковый (прямо как в серии Canon PowerShot G). Диски, кнопки, переключатели пластиковые. Есть люфты. Я бы не назвал сборку идеальной. Olympus E-20 кажется собранным лучше.
Камера тяжелая. Рукоятку нельзя назвать удобной. На Olympus E-20 и Canon 300D рукоятки интереснее, удерживать камеры проще. Рукоятка D7D имеет достаточный вынос, но она более узкая в месте хвата (особенно книзу) - это и делает её менее удобной. Резина на рукоятке держится отлично. Резинка под большой палец переклеена предыдущим владельцем - обычная для D7D проблема. Выемка под большой палец недостаточно выражена, что добавляет проблем при удержании.
Объективы
Dynax 7D работает с автофокусными объективами Sony A (с обычными встроенными моторами). Работает со всеми "отверточными" объективами на байонет Sony/Minolta A. Это очень хорошо: вам доступно большое количество самых разнообразных "стёкол". Некоторые из которых могут стоить дешевле аналогов под другие системы. Но это уже не точно...
Некоторые функции фотоаппарата рассчитаны на "отвёрточные" объективы Minolta. Вы должны знать, что с более новыми объективами Sony эти переключатели и кнопки не будут работать так, как запланировано (например, кнопка AF/MF на задней панели или некоторые режимы фокусировки).
Фокусировка
У меня не сложилось однозначного мнения о точности системы фокусировки на D7D с моими объективами Sony.
С одной стороны, я не могу утверждать, что у моего экземпляра есть бэк-фронт-фокус - жуткая генетическая болезнь Minolta/Sony. С другой стороны, точность, точнее - стабильность работы системы автофокуса оставляет желать лучшего.
Форумы пестрят жалобами на систему автофокуса цифровых зеркальных камер Konica Minolta (Sony унаследовали эту проблему). Есть стойкое ощущение, что последними Dynax, в которых было всё в порядке с фокусом, были плёночные Dynax ;)
Если вы никуда не спешите - система фокусировки D7D, пусть и не всегда сразу, но наведёт объектив точно на объект съёмки. Со второго или третьего полунажатия кнопки спуска...
Видоискатель и разные мелочи
При первом знакомстве с камерой обращает на себя внимание светлый и большой видоискатель. В D7D установлена пентапризма, а не пентазеркало. Сравнил с "зеркалами" в Canon Kiss Digital - в "поцелуйной" камере видоискатель ощутимо меньше и темнее. В Sony A100 - аналогично. У Olympus E-20 видоискатель даже больше, чем в D7D (за счёт соотношения сторон 3:4, по ширине они одинаковые).
Не сразу понял, как переключать режимы работы вспышки. Оказалось, через кнопку AEL при поднятой вспышке. Неочевидный момент, хоть и надпись SLOW SYNC "где-то рядом".
С отдельным диском коррекции мощности вспышки вы полюбите снимать со встроенной вспышкой.
Непонятно, как быстро включить режимы ISO для тёмных и светлых сцен. В Sony A100 эти настройки в самом меню значений ISO. Здесь же нужно переназначать кнопку... Неудобно.
По пробегу сказать сложно. Что-то конкретное узнать можно только в сервисном центре. Продавец указывал на номера файлов. Но вы должны знать, что после 10000 камера обнуляет номера снимков. И ваши 2500 кадров могут вполне быть 12500, 22500 или 32500 кадрами... И так далее ;) Смотрите на состояние самой камеры - это может сказать о большем, чем номера файлов.
Очень приятно видеть на мониторе пластиковую защиту "из коробки". Монитор не поворотный, но и LiveView здесь нет. Как тут опять не вспомнить про Olympus E-20, где всё это было уже в 2001 году?
Монитор кажется достаточно большим и чётким. Очень удобна кнопка приближения. Но если вы покупаете аппарат с рук - обязательно скидывайте тестовые снимки на ноутбук и просматривайте в редакторе. На мониторе снимок с лёгким расфокусом может казаться вполне резким. Вы можете обмануться.
Аккумуляторные батареи (копии) с некоторым трудом входят и выходят из аккумуляторного отсека. Надеюсь - не придётся их оттуда выковыривать силой ;) При съёмке в мороз аккумуляторы быстро садятся.
Собрана камера в Малайзии. Первая камера начала 2000-х из моей коллекции, собранная не в Японии. Жаль-печаль, но ничего не поделаешь. Времена менялись - производства переносили в страны с дешёвой рабочей силой.
Первые снимки с Konica Minolta Dynax 7D
Я опубликую больше снимков в отдельной статье, где сделаю сортировку по объективам. Все приведённые ниже снимки сделаны с помощью автофокусного объектива Sony SAL55200-2. Этот объектив удалось подружить с камерой на 100%. Снимал исключительно в RAW. При экспорте в JPEG осуществлена коррекция экспозиции (+0,15), немного проработаны тени, аккуратно повышена резкость. Баланс белого, цвет, контраст - всё неизменно с матрицы. Фокусное расстояние - эквивалент 35мм.
Непривычно получать в RAW почти идеальные цвета: достаточно точные, яркие и насыщенные. Думаю, здесь дело не в типе матрицы, а в её правильной настройке. Поэтому, при коррекции RAW-файла вам не придётся долго двигать ползунки настроек - файл "приятный" сам по себе.
Отдельно расскажу, в каком режиме лучше работать с 7D7: JPEG, JPEG+RAW или RAW. Здесь лишь отвечу коротко - на Dynax 7D снимайте только в RAW с последующей пакетной обработкой, настроив для камеры индивидуальный "профиль".
Сравнение с топовыми камерами моего шорт-листа
Кажется, Konica Minolta Dynax 7D - первая камера в моей небольшой коллекции, которая сразу даёт нравящееся мне изображение (в т.ч. с точки зрения точности автоматического баланса белого).
На втором месте моего шорт-листа - компакт Panasonic LC5, который я не сбрасываю со счетов, ведь здесь совершенно особенный красный цвет. Это небольшая, легкая фотокамера с отличным согласованным оптическим видоискателем, фирменной матрицей Panasonic и культовым объективом начала 2000-х, разработанным Canon.
На третьем месте SLR-Like монстро-компакт, "автомат Калашникова" цифрозеркального мира - Olympus E20, который в нескольких аспектах проигрывает Dynax 7D (в первую очередь, из-за того, что на камере ограничена возможность использовать высокие значения светочувствительности - там максимум 360ISO, но лучше оставаться на значениях в 80/160ISO).
Любопытен тот факт, что сравнив Dynax 7D и Olympus E20 "в поле", яркими морозными деньками, я пришёл к выводу, что, несмотря на все свои многочисленные кнопки и переключатели, Dynax 7D - менее удобная фотокамера. Olympus E20 имеет лучший, более продуманный дизайн. Особенно - при работе в перчатках.
Смешно, но в перчатке кнопка спуска затвора на Dynax 7D, мелкая и примитивная, практически не прощупывается ;) Управляющие диски на Olympus E20 расположены лучше и удобней: передний горизонтальный - за кнопкой спуска, задний - слева от большого пальца.
Отличный монохромный дисплей на E-20 и откидной цветной монитор с функцией LiveVeiw делают работу с камерой ещё удобнее.
Если E-20 я могу час носить в руке без использования дополнительных аксессуаров, то D7D долго удерживать в одной руке просто неудобно. Захват для большого пальца никакой, рукоятка недостаточно объёмна. При съёмке в мороз важно и то, что под резиновым покрытием D7D - металл, что приводит в "вымерзанию" пальцев рук (даже в перчатках). В случае с E-20 такого нет - там плотный пластик.
Подробнее рассмотрим дизайн камеры в следующих публикациях!