С введением в России обязательной маркировки «молочки» производители оказались перед нелегкой задачей — перекроить бизнес-процессы на предприятии, чтобы соответствовать закону и избежать серьезных штрафов. Однако не все знают, как это сделать и с какой стороны подойти к решению проблемы. 🤷♂️
В статье расскажем, какие существуют варианты автоматизации маркировки на производстве, и какое понадобится оборудование. 👌
❓ Что и зачем нужно автоматизировать
До введения обязательной маркировки на молочную продукцию наносились срок годности и EAN-13 — код продукта с привязкой к предприятию. Обычно компании заказывали упаковку (стаканчики, пленку для молока и т.д.) большими тиражами с уже напечатанными в типографии кодами, поскольку EAN-13 не изменялся. 🆔
Но теперь «молочка» подлежит прослеживанию через систему «Честный ЗНАК»,🟡 и производители обязаны наносить уникальный для каждой единицы товара код Data Matrix. Поэтому изготовителям и дистрибьюторам, экспортирующим товары из-за границы, необходимо автоматизировать процесс маркировки на производстве. 🏭
❗ Примечание. С 1 июня 2021 года наносить Data Matrix на товары должны производители сыров и мороженого, с 1 сентября — всей «молочки» со сроком годности более 40 дней, с 1 декабря — со сроком менее 40 дней.
Варианты маркировки на производстве 💫
Маркировать продукцию на производстве можно несколькими способами:
⏩ Заказывать этикетки с Data Matrix в типографиях (их список есть на сайте «Честного ЗНАКа»). В этом случае в производственную линию необходимо встроить автоматический аппликатор. ➰
⏩ Печатать этикетки с кодами на производстве. Помимо аппликатора потребуется принтер с внутренним или внешним смотчиком. Или можно использовать принтер-аппликатор, печатающий этикетки и сразу же наклеивающий их на продукцию. Для крупных предприятий это не самое удобное решение: нужно следить за синхронизацией товаров, движущихся по линии, с принтером. 👁🗨
⏩ Наносить коды при помощи лазера. Потребуется закупить и встроить в производство лазерный маркиратор. Однако есть нюанс: чтобы получить качественное изображение, в состав пластиковой упаковки нужно подмешивать дополнительные ингредиенты, а это увеличивает общую себестоимость. 💥
⏩ Использовать каплеструйную маркировку. В производственную линию встраиваются принтеры, которые наносят краску на упаковку при ее движении по конвейерной линии. Такой способ не подходит для нанесения кода на сильно изогнутую поверхность: страдает качество изображения. 🩸
Советы по автоматизации 🧐
После нанесения маркировки необходимо проверить качество считывания Data Matrix с каждой единицы товара. Можно использовать верификатор, но это недешевое решение. Рациональнее встроить в линию сканер штрихкодов. 🔌
На завершающем этапе маркировки осуществляется «отсеивание» поврежденных и нечитаемых кодов. Этот процесс можно автоматизировать с помощью отбраковщика, установленного в линию. Он по сигналу от верификатора или сканера удаляет с конвейера неликвидную продукцию, чтобы она не попала в цепь поставки. ⛔
Если выпустить с производства товар с нечитаемым Data Matrix, можно получить штраф до 100 тысяч рублей.
❓ Какой способ маркировки лучше?
Каждый производитель выбирает сам, оценив трудоемкость решения, а также стоимость внедрения и обслуживания оборудования. ❗
Этикетирование — привычный и понятный вариант, опробованный многими компаниями. Что касается, например, каплеструйной маркировки, здесь могут возникнуть проблемы с сервисом, потому что производителей такого оборудования немного, и у них не всегда хватает ресурса для обслуживания всех клиентов. 😩
Какого-то единого коробочного предложения для автоматизации маркировки на производстве нет. Но мы можем, проанализировав ваш бизнес, подобрать индивидуальное программно-аппаратное решение, которое позволит соответствовать закону и сэкономить бюджет. 💸
Остались вопросы? Обращайтесь, наши специалисты с удовольствием вас проконсультируют! 💁♂️
📞 Звоните! +7 (495) 980-10-69