Найти тему
Музей Будущего

Дельфины, люди и шимпанзе против инопланетян на далёкой планете

Джим Бёрнс для издания 1984 года. Прекрасная иллюстрация!
Джим Бёрнс для издания 1984 года. Прекрасная иллюстрация!

Каких только историй не придумали авторы эпичной космической оперы - взлёт и падение межзвёздных (или берите выше - межгалактических!) империй, схватки между альянсами и союзами, таинственные предки всего живого, бессмертие и удивительное разнообразие разумных существ.

В центре любой истории стоит человек, ведь и создаются космооперы для нас, хомо сапиенс, мечтающих построить свой рай под солнцами. Но каких бы высот не достигали люди в придуманном будущем, в этом романе гимн всему хорошему, что есть в нас, звучит особенно громко.

Посмотрите, какие довольные дельфины! Художника установить не удалось
Посмотрите, какие довольные дельфины! Художника установить не удалось

В рамках моего фантастического марафона за октябрь я прочитал роман Дэвида Брина "Звёздный прилив"(Startide Rising), второй роман из цикла "Сага о Возвышении". Марафон я начал, чтобы познакомиться с новыми именами жанра, а с творчеством Брина до этого никогда не сталкивался, так что роман, собравший целую серию престижных наград ("Небьюла" в 1983, "Хьюго" и "Локус" в 1984) привлёк к себе внимание.

Дэвид Черри для издания 1985 года
Дэвид Черри для издания 1985 года

Роман можно считать камерным в масштабах космических опер, ведь основное действие разворачивается в пределах одной (всего-то!) планетной системы, на которой оказался земной звездолёт с очень необычным экипажем, состоящим из людей, дельфинов и шимпанзе, причём китообразные несут вахту, управляют кораблём и управляются с машинами, а шимп изучает странную геологию планеты, так что это не зоопарк, а смешанный экипаж.

Брюс Пеннингтон для издания 1987 года
Брюс Пеннингтон для издания 1987 года

Дело в том, что во вселенной, описанной Дэвидом Брином, разумные расы помогают более молодым ускорить развитие в рамках процесса, называемого Возвышением. И если в известном космосе раса, получившая помощь, вынуждена прислуживать старшему Патрону, то отношения между людьми и возвышенными ими дельфинами и шимпанзе строятся совсем на другом фундаменте.

Слева: издание 2021 года. Справа: Д. Бернс для издания 2014 года
Слева: издание 2021 года. Справа: Д. Бернс для издания 2014 года

Однако именно этому земному союзу удалось напасть на след тайны, за которой охотятся десятки древних цивилизаций. В итоге звездолёт "Стремительный" оказывается в западне на богатой металлами и покрытой океанами планете Киртруп, пока в небе разгорается схватка между могущественными стервятниками за право завладеть добычей.

Слева: Б. Аджиев для издания 2018 года. Справа: Фрэд Гамбино для издания 2011 года
Слева: Б. Аджиев для издания 2018 года. Справа: Фрэд Гамбино для издания 2011 года

Роман Брина не однороден по темпу. Довольно медленное начало, в котором запутывается клубок интриг и детально описывается место действия, оборачивается в финале сумасшедшей гонкой, от которой невозможно оторваться. Отдельно отмечу тщательность, с которой писатель создал дельфинью цивилизацию будущего, прописав их психологию, мышление и даже способы общения.

Кстати, вера в разумность дельфинов была распространена в 80-е, о чём я с интересом прочитал здесь в воспоминаниях любителя фантастики, так что сюжет романа родился не на пустом месте.

Слева: сербское издание 1988 года, художник Dobrosav Bob Živković. Справа: Филипп Каза для французского издания 1995 года
Слева: сербское издание 1988 года, художник Dobrosav Bob Živković. Справа: Филипп Каза для французского издания 1995 года

"Звёздный прилив" - это великолепный роман с несколькими смысловыми уровнями и плотным сюжетом, который я рекомендую прочитать любителям умной фантастики. А ещё отмечу прекрасные иллюстрации изданий разных лет, которыми сопровождается эту статью. Делитесь мнениями об этом произведении Дэвида Брина в комментариях!

Читайте также:

Фантастический марафон ноября. Полный бак космических впечатлений
Музей Будущего1 ноября 2021
Слева: французское издание 1987 года, художник Дональд Грант. Справа: Джим Бёрнс для издания 2006 года
Слева: французское издание 1987 года, художник Дональд Грант. Справа: Джим Бёрнс для издания 2006 года