– Какого чёрта здесь происходит?
– Боги. Снова боги, чтоб их.
Нет смысла скрывать, тем более что интернет всё помнит: я как-то без особого почтения отнёсся к приходу Брайана Буччеллато в сформированную другим автором историю. Не сказать, чтобы сам Том Тэйлор удерживал к тому времени изначально заданный градус экстремального реализма, но у Буччеллато, как мне показалось, началась и вовсе какая-то фигня. Для рядового комикса это было бы нормально, но не для «Injustice: Боги среди нас»! Всё-таки это роман с большой амбицией, пусть и существующий в качестве своеобразного бумажного продолжения пользующейся большой популярностью видеоигры. Но то, что происходило во втором полугодии «Года третьего», этой амбиции, на мой обывательский взгляд, никак не соответствовало.
Что ж, был неправ – и готов перед Брайаном Буччеллато извиниться. Вернее, правильнее будет сказать так: мне и правда не приглянулась его прошлая книга, зато «Год четвёртый» доверие к автору полностью восстановил. Фантазийное начало здесь вполне гармонично сосуществует с логически оправданными поступками персонажей, «божественная» интрига в полной мере совпадает с человеческой, а потому появление на Земле подлинных богов, как это ни парадоксально, вполне естественным образом вписывается в ту реалистическую картину мира, что была нарисована ещё в самом начале.
Скажу более: получилось попросту мощно. Вот прямо как удар задействованного в сюжете Геракла.
– На Земле забвению преданы все боги. Больше нет никакой «Легенды о Геракле», чтобы её было можно возродить… В истории людей мы стали всего лишь сносками в книгах. Теперь они поклоняются себе подобным. Атлетам, знаменитостям… И глупцам в плащах, именующим себя супергероями.
– Мне известна твоя склонность к подстрекательству, бог войны. И чем будить во мне зверя, лучше сразу переходи к делу.
– Пришло время поставить людей на место.
(Тут в скобках хочется всё же заметить, что советскими ребятами «Мифы Древней Греции» отнюдь не забыты, и авторская ремарка про то, что Олимп – «царство, о существовании которого знают немногие», адресована, хочется верить, исключительно малообразованной американской молодёжи!)
Итак, пока Бэтмен затаился, накапливая силы, и напряжение между ним и Суперменом оказалось словно бы поставлено на паузу, в дело надумали вступить боги Олимпа – подстрекаемые богом войны Аресом.
Даже сам Зевс, испокон веков соблюдавший принцип «не вмешиваться в дела людей» («Мы боги, а не люди. Какое мне дело до славы? Я Всемогущий Отец»), поддаётся его хитроумным манипуляциям – и поддерживает свою жену Геру в её стремлении «вернуть богам Олимпа их законное положение среди смертных». «Это пустая затея, – прекрасно понимает Зевс. – Сама ведь знаешь, что вмешательство в нелепые судьбы человечества никогда не приводит ни к чему хорошему». Но всё-таки даёт добро на все последующие шаги, а позднее – со всей уверенностью в своей правоте – заявляет, что «на Землю нас привело не тщеславие, а нетерпимость. Ведь больше я не намерен наблюдать самоуправство лжебогов и безразличие людей по отношению к силам Олимпа».
На Земле Арес – предлагающий армию, «которая может сокрушить режим», – вступает в сговор с Тёмным Рыцарем, который в свою очередь вполне осознаёт, что тем самым, вероятно, открывает ящик Пандоры… Но в эти «отчаянные времена» у него «не осталось других вариантов».
И вот уже Аполлон, сопровождаемый другими олимпийскими богами (Атласом, Гераклом, Эросом, Афиной), прямым текстом говорит Супермену: «Ты навлёк на себя гнев богов. Сдавайся или УМРИ!»
Супермен! Согласно велению Всемогущего Отца Зевса ты должен покинуть Землю… или на тебя обрушится вся ярость амазонской армии!
– Это не битва. Это бойня.
– Но разве не этого… мы все и хотели?
– Чертовски верно.
И далее – только по нарастающей!
Битва Супермена с Чудо-Женщиной! – ведь дочь Зевса не может ослушаться приказа отца, а потому вынуждена НАСМЕРТЬ драться со своим другом: «Прошу тебя… Сдавайся. Я вовсе не желаю убивать тебя». – «Наши желания здесь ни при чём».
Смертельный бой могучего Геракла с Жёлтым (с недавних пор) Фонарём («Твоя смерть не принесёт мне ни славы, ни радости… Ты умрёшь быстро») и триумфальное появление Шазама: «Может, ты и бог, Геракл… Но я обладаю силой шести богов!»
Гигантское цунами бога морей Посейдона, осмелившегося «оспаривать волю Зевса», ибо «его поведение недостойно богов» («Не подобает Зевсу вмешиваться в дела земного мира»), и долгожданное вмешательство державшего принципиальный нейтралитет Аквамена: «Да к чёрту богов! Ты навлёк на себя гнев Атлантиды!»
Трагически заканчивающееся стремление Харли Квинн спасти Билли Бэтсона («Живо отпусти его, Зевс… Или я тебя в греческий салат покрошу!»), а позднее – их совместное путешествие по Преисподней, где она не менее отважно сражается с пятидесятиголовым гекатонхейром («Я его раскатаю. Ну, полетят сейчас клочки по закоулочкам»).
Очередная дуэль Человека из Стали с Дарксайдом (да, Дарксайд тут тоже замешан!): «Почувствуй эту боль от раздробленных костей… Она останется с тобой на целую вечность».
Ну а пока боги разных мастей бьются между собой, государственные правители обсуждают возможность справиться с «греческой оккупацией» при помощи «запаса ядерных ракет W90 и W92», который удалось всё-таки сделать («на случай подобных ситуаций») втайне от отвлёкшегося Супермена!..
Когда сражаются боги, земля содрогается от силы их гнева. Немногие смертные способны лицезреть битву, которая может разрушить целый мир. {…}
…Впервые в жизни я боюсь, что эта битва богов может закончиться моей смертью.
Непохоже на то, чтобы «Год четвёртый» включал в себя действительно целый год: на этот раз события разворачиваются необыкновенно стремительно, оставляя впечатление, что на всё про всё уходят… ну, сутки! Ну, пара недель с учётом подготовки – и ещё месяц-другой после бойни. Впрочем, если приплюсовать к этому зализывание всех ран… Всё равно не очень верится – и в данном случае хорошо, что не верится только этому. Надо отдать должное автору: он достойно закручивает и потом не менее ловко раскручивает головокружительную интригу, соблюдая, как уже было сказано, логику разворачивающегося повествования.
Например, понятно ведь, что Зевс, сместив Супермена, признает «устаревшими и недействительными» все мировые религии, потому как только он – «единственное божество, которому вы обязаны поклоняться». И вот тут в многотомном эпосе вновь появляется исчезнувший было рядовой народ с естественно развернувшимся обсуждением «ультиматума греческих богов»: «Неужели вы всерьёз полагаете, что четыре миллиарда христиан, мусульман и индусов так просто откажутся от своей веры и прекратят посещать места богослужений?»
Вместе с тем Буччеллато нарочито легко жонглирует элементами современной поп-культуры (упоминает «Тельму и Луизу», ссылается на «Голодные игры», переиначивает цитату из третьего «Безумного Макса»), лишний раз давая читателям понять, что пусть действие и разворачивается в параллельно существующем мире, но всё это – где-то совсем рядом, не так уж далеко от нас. Поэтому когда Харли попадает в «тюрьму для проклятых» в Тартаре, она и не думает «вести себя скромнее»: «Да с какой это радости? Ты что, никогда не смотрел фильмы про тюрягу? Мы должны вычислить самого крутого сукина сына и показать ему, кто здесь главный».
Однако сколько бы ни длился этот «Год», всё сводится к тому, что и «Году пятому» тоже быть. Дан даже недвусмысленный намёк, что «решать проблему будут другие», – «и те, другие, ещё скажут своё слово, прежде чем эта война завершится».
Что ж, поблагодарим Брайана Буччеллато за эту книгу – и примемся терпеливо ждать следующую!
Благодаря вашим усилиям сопротивление держалось почти на протяжении четырёх лет. Имея минимальные шансы, вы бросили вызов режиму и его представителям со сверхспособностями… Вы проявили исключительное мужество. И забывать об этом было бы сейчас крайне недостойно.
#комиксы #графическийроман #Injustice #Богисрединас #БрайанБуччеллато #супергерои #греческиебоги #Зевс #Супермен #антиутопия
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
«Injustice. Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год первый. Издание делюкс»
«Injustice. Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год второй. Издание делюкс»
«Injustice. Боги среди нас» Тома Тэйлора и Брайана Буччеллато: «Год третий. Издание делюкс»
«Заражение» Тома Тэйлора: «Неубиваемые»
«Кризис на бесконечных Землях» Марва Вулфмена и Джорджа Переса
«Справедливость» Джима Крюгера и Алекса Росса
«Царство Небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса
22-й анонс «Бумажных комиксов»: новые истории про супергероев!
Продолжение следует! Ставьте лайк, комментируйте и подписывайтесь!