Школьная система — это не только образование, но и социум. А с ним надо учиться взаимодействовать. Причём, как показала практика, учиться этому приходится не только нашим детям, но и нам самим — родителям.
Пишу, чтобы поделиться своим опытом конфликта с учителем и выводами, к которым я пришла по итогам.
Так уж вышло, что в 3 классе моя дочь перешла в другой класс к новой учительнице
Произошло это по ряду причин, к которым, по иронии, первая учительница никакого отношения не имеет. К сожалению, коллектив состоял преимущественно из детей с не самыми благополучными семейными обстоятельствами. Как следствие, очень страдала дисциплина на уроках.
Кроме того, во втором классе появился английский язык, а нашему классу досталась очень строгая учительница, не имевшая раньше дела с малышами.
Плюс класс был экспериментальный с казачьим уклоном, что для того коллектива было даже хорошо. Но не для моей дочери, чувствительной, ранимой, тихой. Строгая униформа, построение и марш вместо физкультуры, марш после уроков… Не совсем наша тема.
Волей случая в нашу жизнь вплыла новая учительница.
Миловидная, молодая, А.А. никогда не кричала на детей на улице, как многие другие педагоги
Она руководила кружком «весёлый английский», куда я отдала дочь, и вела параллельный класс. А во время подготовки к школьному празднику педагог взяла мою Ксюшу участвовать в красивом танцевальном номере. На таком контрасте мы с дочкой просто влюбились в А.А., и я приняла решение перевести дочь в её класс.
Надо сказать, педагог пыталась поначалу отговорить меня от затеи перевести к ней дочь
Говорила, что она строгая, что у нее требования и даже приводила в пример одну свою ученицу, которая вот точно так же перевелась к ней в прошлом году и не смогла дотянуть даже до конца года из-за всё усиливавшегося конфликта. Однако решение было твёрдым.
Конфликт начался буквально с 1 сентября
Ещё на летних каникулах Ксюша заметила, что кружок «весёлый английский» стал какой-то совсем невесёлый. И в середине июля дочь с него ушла под предлогом отъезда, назад я её возвращать не стала.
А к 1 сентября мы узнали, на чём держится хорошая дисциплина в классе.
На классном часе А. А. предложила детям «игру»: каждому на голову кладется канцелярская скрепка, чтобы сидел спокойно и не вертелся. У кого скрепка упадёт, получает двойку в журнал. Презабавная игра, не правда ли?
Стоит ли говорить, как моя впечатлительная дочь просидела сорок минут, обливаясь потом в страхе пошевелиться? Урок показался вечностью, болели скованные напряжением мышцы.
После этого нас ждало ещё много сюрпризов
- На переменках детям не разрешалось бегать на улице, максимум выйти постоять — подышать воздухом.
- Уроки часто задерживались, сокращая время отдыха. Причём причиной тому были длинные поучительные монологи дисциплинарного характера, которым педагог уделяла куда больше внимания, чем объяснению материала.
- За невыполненное или плохо выполненное задание учительница ставила «неуд» и долго ругалась.
- Хорошо выполненное задание не удостаивалось даже устной похвалы, только оценка в журнал и дневник.
Я очень хотела помочь дочери, но избрала неверную тактику с самого начала
1. С первого дня я пыталась «подружиться» с педагогом, понравиться ей:
Выполняла её просьбы что-нибудь распечатать, помочь украсить кабинет, приносила презенты по любому поводу. Ей было приятно, но не более того. А. А. сохраняла репутацию строгого и неподкупного педагога.
Не то чтобы я хотела её купить, просто с большинством представителей «системы» такой подход помогал сформировать более тёплые отношения. Но с ней это не сработало.
Я понимала, что в касту избранных нам не попасть с моим отношением к оценкам и учёбе. Ведь я, напротив, стремилась донести до дочери, что учатся не ради оценок, а ради знаний, и что ошибки не зло, а наши друзья. Они помогают разобраться, что верно, а что нет, и закрепить материал.
2. Я пыталась раз за разом подходить к А. А. со своими вопросами. Она на всё находила ответ.
Говорила, что Ксюша просто не так поняла, что она очень впечатлительна. А я не проявляла настойчивости и жёсткости, допускала, что так и есть, зная натуру дочери.
Однажды Ксюша неправильно записала задание по окружающему миру и сделала не ту тему. Задание на 15 страниц в рабочей тетради. Учитель посчитала задание невыполненным и поставила тройку в журнал.
Меня лично это очень возмутило, и я пошла разбираться. Я считаю, что не нужно было ставить оценку за несделанное задание, лучше задать его на следующий раз, а оценить сделанное. Всё-таки ребенок старался, а не забил на домашку!
А. А. посчитала иначе: «если сейчас я это так спущу, это будет дурным примером для остальных, все начнут своевольничать». Её ответ меня, мягко говоря, озадачил.
3. Попыталась я также донести до педагога, что для моей дочери очень важна похвала, чтобы её заметили (в хорошем смысле, разумеется), отметили старания
Учительница ответила на это, что всё понимает и обязательно учтёт пожелания.
В итоге она спрашивала тех, кто не тянет руку (значит не готов и можно подловить на этом), а желающих по большей части игнорировала. Дочь, проследив эту закономерность, даже периодически пользовалась тактикой неподнятой руки, чтобы хоть какие-то хорошие оценки получить.
4. В ходе того разговора я поняла, что меня не слышат
То ли А.А. действительно не понимала, о чём я толкую, то ли не хотела этого понимать и предпочитала оставаться при своём мнении. Но только это была моя последняя попытка поговорить с учителем.
Я убедилась, что разговоры тут не помогут (или переговорщик из меня неважный). А неразрешённый конфликт нарастал как снежный ком.
Детям следовало ответить правило назубок, независимо от того, понимают ли они его. От ответа зависела оценка. Замкнутый круг.
Больше половины класса не понимали материал, плохо писали контрольные по всем основным предметам. Учительница приходила в отчаяние и теряла самообладание.
Конечно, чисто по-человечески я понимаю, что бывает всякое (даже нервный срыв), и что эти действия не были адресованы лично моему ребёнку. Да, учитель тоже человек.
Любой может выгореть, у всех есть проблемы и обстоятельства. Но где гарантия, что это не повторится, и в следующий раз моя дочь не попадет под раздачу?
Я считаю, что подобным вещам не место в школе, и нельзя закрывать на это глаза, как делали остальные родители по непонятным мне причинам.
Возможно, А. А. действительно была душкой в первый год, чем заслужила такую преданность, любовь и уважение. Но ситуация кардинально изменилась.
5. Как родители, мы с мужем должны были принять меры для защиты ребёнка. И написали жалобу на имя завуча с просьбой повлиять на педагога и не давать огласки
В таких вопросах не хочется действовать сгоряча, мы советовались с друзьями, кто прошёл через подобный опыт, изучали вопрос в интернете. Некоторые знакомые пытались нас отговорить, другие, напротив, поддерживали решительные меры.
После этого события А. А. была крайне расстроена и обижена. Обещания не давать огласки администрация школы не сохранила. Учительница звонила мне выразить свое разочарование.
А потом появилось и предвзятое отношение, о котором предупреждали друзья, и обвинительные нотации на уроках, адресованные Ксении.
Дочь уже боялась идти в школу. Дошло до того, что она стала жаловаться на плохое самочувствие, чтобы отсидеться дома и избежать встречи с учителем.
В тот год, можно сказать, нас спас карантин и официальный переход на дистанционное обучение. Кое-как дотянули 3й класс с решением о переводе на семейное образование.
Правильно ли мы поступили, избрав тактику борьбы за справедливость?
Трудно судить. Однозначного ответа здесь нет и быть не может.
Сказать, что я не знала о возможных последствиях, я не могу. Конечно, я предполагала, что именно так всё и обернётся.
Не стану здесь давать советов по решению конфликта, ибо сама потерпела фиаско. Я выбрала уход от неразрешимого конфликта, но не жалею, что вышло всё именно так.
В нашем случае только решительные действия привели к полному осознанию ситуации.
Рада, если мой опыт будет кому-нибудь полезен.
Напишите в комментариях, какие ситуации встречали вы и как с ними справлялись. Желаю всем успеха в разрешении школьных конфликтов!
Если вам близки беседы о школьных проблемах, подписывайтесь на наш канал!
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Автор: Дарья Татарова, инструктор по йоге и женскому фитнесу, мама двоих детей (10 лет и 1 годик). Старшая дочь на СО
Читайте ещё одну статью автора:
Благодаря «выгоревшей» учительнице мы решились перейти на СО
Ещё о конфликтах:
Как я проиграла войну со школой
Совет педагога: научите детей отстаивать своё мнение перед взрослыми