Здесь был написал «Золотой теленок» и музыка к долгоиграющему гимну. Прочтем об интересных зданиях и людях из Соймоновского переулока? Кроме Дома Парцовой (мы о нем уже писали) и Храма Христа Спасителя (слишком большая тема для такой статьи).
С Соймоновского проезда начинается Бульварное кольцо… Кстати, почему и он не стал бульваром? У проезда были на это все шансы. Деревья предлагалось посадить по всей трассе снесенных при Екатерине II стен Белого города.
Вот эти места на плане 1796 года, здесь следовало высадить деревья. Почем я пишу «следовало», а не «посадили»? Потому что большинство бульваров были тогда только в проекте.
Красным здесь обозначен Алексеевский монастырь, стоявший на месте Храма Христа Спасителя. Вот как он выглядел:
А вот – план 1817 года!
Похоже, деревья все-таки высадили, но бульваром эту магистраль не назвали. Проезд носил имя домовладельца Михаила Федоровича Соймонова.
Он возглавлял берг-коллегию, то есть руководил всей тяжелой промышленностью при Екатерине II. В то время русское железо покупала Англия.
Это был сын первого русского гидрографа, вице-адмирала Федора Соймонова – одного из «конфидентов» Волынского. При Анне Иоанновне Соймонов стал одной из фигурантов знаменитого процесса. Волынскому тогда отрезали язык и голову, а сам Федор Иванович был нещадно бит кнутом, после чего проделал увлекательное путешествие на каторгу в Охотске – на берег Охотского моря…
Однако власть сменилась, и вельможа был оправдан. Вернулся он в Сибирь уже в должности Сибирского губернатора.
Но возвратимся в Соймоновский проезд! Похоже, дом вельмож был на углу с Остоженкой. В самом проезде были маленькие, деревянные (более темная штриховка) домики. Из-за чего так? Из-за наводнений! До конца XIX века приречные кварталы были совершенно неаристократичны:
Вот Соймоновский проезд… то есть уже Лесной переулок – на знаменитом плане Хотева. Новое имя сохранится до 1922 года, когда проезду возвратят древнее имя, чтобы снять омонимию (Лесной переулок был в Москве не один).
Храм только строится. Деревьев больше нет: аллею уничтожили.
Теперь перенесемся в XX век!
Соймоновский проезд в конце 20-х. По нему проложены пути. В то время все Бульварное кольцо являлось круговым маршрутом для трамвая «А», который москвичи назвали ласковым именем: «Аннушка».
Впереди Курсовой переулок. Слева – прекрасный Дом Перцовой, о котором мы уже писали. Справа – трехэтажный дом №3.
В 1917 году здесь находились меблированные комнаты «Бояр», музыкальные курсы Быковой-Карнауховой, химико-бактериологический кабинет, два книжных магазина, колониальная лавка и Общество борьбы с детской смертностью…
Кстати, когда и почему такой красивый дом сломали?
Правая сторона дома №3, 1913 год. Впереди – 2-й Обыденский переулок с Храмом Илии Пророка Обыденного и доходным домом Констан. Дом №2 (стоит торцом) заменят новоделом уже в начале XXI века.
В правой части фотографии – порожнее место, принадлежавшее тогда Храму Христа Спасителя. В 1929 тут вырастет дом с квартирой Ильи Ильфа… но не будем забегать вперед!
Дом №3 с прекрасными куполами уничтожит в 1941 году фашистская бомба. В 1950-х здесь были теннисные корты Дома Ученых:
Движемся дальше! Нас уже ждет конструктивистский дом с балконами, построенный в «угар нэпа» (№5, 1929). Вот как он выглядел первоначально:
А вот еще! Фотограф, как сказали бы сегодня, «завалил горизонт», притом совершенно сознательно:
Дом строили железнодорожники, поэтому квартиру здесь мог получить и сотрудник железнодорожной газеты «Гудок». Счастливчиком стал всенародно любимый Илья Арнольдович Ильф, уже прославившийся после «Двенадцати стульев». Его соавтору повезло меньше: Евгений Петрович Петров еще жил в тесной коммуналке.
Работать проще было в ильфовской квартире. Потому следующее детище соавторов – «Золотой теленок» – было сотворено именно здесь, в доме №5.
Когда к товарищам одновременно приходило в голову одно и то же слово или выражение, они его мгновенно… отвергали. Это не голос музы, а литературный штамп! Вот каков метод бичевавших всяческие штампы злых сатириков.
Вот вид с балкона Ильи Ильфа:
Как? Стройплощадка под самыми окнами? Ну конечно! Как только Ильф с Петровым дописали «Золотого Теленка», у них под окном начали уничтожать храм.
Он еще цел, фотография Ильи Ильфа, конец 1930:
Да, Ильф был еще и фотолюбителем, причем страстным!
5 декабря 1931 года писатель наблюдал из своего окна, как Храм Христа Спасителя взрывают, и запечатлел этот момент на фотопленке:
Впрочем, не Ильфом единым! В доме №5 жил еще и скульптор-подполковник (были и такие) Евгений Викторович Вучетич – автор статуи «Перекуем мечи на орала» рядом с нью-йоркским зданием ООН.
Когда мне бросилось в глаза это название, мгновенно вспомнился бендеровский «Союз меча и орала». Соседство Ильфа и Петрова может превратить в комедию все что угодно!
Здесь же была квартира классика соцреализма генерала от литературы Федора Васильевича Гладкова. В негласной табели о рангах он стоял в те дни намного выше Ильфа, однако время – самый проницательный и злой литературный критик… Кто в наши дни по доброй воле дочитает до конца «Цемент»?
Друг и сосед (Вучетич) создал для Гладкова надгробие.
А вот Ильфовский дом в наши дни:
Он был реконструирован, но все-таки не сломан.
Соседний, самый старый дом в проезде (№7, 1902) принадлежал Храму Христа Спасителя. Поэтому здесь поселился регент храмового хора, духовный композитор Александр Васильевич Александров.
В 1920-х Александров резко поменял «специальность», стал военным и основал знаменитый ансамбль своего имени. Песни, к которым он писал мелодии, носили вот какие имена: «Жить стало лучше», «Кантата о Сталине», «Песня о Климе Ворошилове», «Песня о военном комиссаре», «Плясовая походная», «Винтовка», «Бронепоезд» и т. п.
Кажется, именно здесь в 30-х (лишь перед войной он переедет в более престижный дом), Александров создал музыку к «Гимну партии большевиков». В немного переработанном виде она превратилась в музыку к Гимну СССР, а потом – к современному Гимну России.
А еще Александров написал музыку к «Священной войне», которую с середины октября 1941 года исполняли по радио каждый день.
Кончается Соймоновский проезд ничем не знаменитым домом №9 (конец 20-х) на углу с Остоженкой:
Вот как выглядели эти места в 1914 году:
И в 1933 году:
Здание с фронтоном между Остоженкой и Пречистенкой сломали в 1972 году, когда в Москву приезжал Никсон. Здесь стоит теперь памятник Энгельсу и сквер.
Впрочем, мы забежали слишком далеко! Первый проезд Бульварного кольца – уже позади (хочется даже сказать «первый бульвар», ибо во второй половине XX веке Соймоновский проезд вновь был засажен деревьями).
Может, продолжить? Постепенно описать Бульварное кольцо? Чтобы не пропустить следующих статей, можете подписаться на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
UPD. Путешествие по Бульварному кольцу продолжается! Гоголевский бульвар и писатели.
Читайте также:
#москва #история москвы #бульварное кольцо #старые дома #краеведение #история #храмы