Ранним утром 27 сентября 2020 года азербайджанская армия начала операцию "Карабахский ларец", главной целью которой стали комплексы ПВО ВС Нагорного Карабаха. В качестве одного из из основных инструментов, на начальном её этапе, выступили старые советские самолёты Ан-2. "Кукурузникам" принадлежала важнейшая, хоть и самоубийственная роль: вскрывать позиции зенитно-ракетных комплексов и вызывать огонь на себя, заставляя Осы и ТОРы тратить дорогие и немногочисленные боеприпасы на второстепенные цели. Ан-2 не были полностью беспилотными. Экипажам, поднимавшим их в воздух, приходилось выпрыгивать с парашютом вскоре после взлёта. Посадка старой "Аннушки" и вовсе не предусматривалась. В случае удачного стечения обстоятельств, самолётам, снабженным, помимо автопилота, большим количеством взрывчатки, предстояло стать дронами-камикадзе. Первую часть задания беспилотные Ан-2 выполнили весьма успешно. Они заставили на всю мощь работать радары ЗРК, которые моментально подвергались атакам более совершенных беспилотников: ударного турецкого Байрактар и израильского барражирующего снаряда "НАГОР". Если верить сообщениям представителей азербайджанской армии, таким образом было уничтожено до 60% армянских ЗРК. Вторая карабахская война стала одним из первых случаев, когда старые самолёты, превращенные в эрзац-БПЛА, оказали столь существенное влияние на исход боевых действий.
Азербайджанские Аны стали первой публичной демонстрацией новой военной моды, когда отжившие своё машины получают вторую жизнь. Многие страны накопили со времён "Холодной войны" гигантские арсеналы, включая тысячи боевых самолётов. десятками лет стоявших без дела. Их полноценную боевую карьеру могут реанимировать достижения в области цифровых технологий. Модернизацией старых реактивных истребителей активно занимаются во Вьетнаме, Индии и Турции.
Но самое масштабное поле деятельности здесь у Китая. На сегодня в ближайшем резерве у ВВС НОАК находится свыше 6000 разных истребителей, в основном, клоны старых советских машин. Первыми в очереди на модернизацию стоят сверхзвуковые МиГ-19, или Shenyang J-6 в китайском исполнении. Вопреки обыкновению, китайцы производили их по лицензии, в течении двух десятилетий. Последний "Девятнадцатый" выкатили за ворота предприятия в Шэньяне осенью 1981 года. Всего было выпущено свыше 3000 машин и многие из них до сих пор находятся в весьма неплохой форме. В 2010 году его официально сняли с вооружения ВВС НОАК и отправили в ближайший резерв. Но вскоре выяснилось, что их боевая карьера не завершена.
Не так давно тайваньские газеты, с ссылкой на разведку США и частную компанию спутниковой съёмки Планет Лабс, опубликовали несколько спутниковых снимков китайского военного аэродрома Ляньчэн, где обнаружены несколько эскадрилий старых МиГ-19 (J-6), приведенных в боевую готовность. Это не значит, что Китай, планируя операцию по возвращению Тайваня, что называется, метёт по сусекам, и собирает все подручные силы и средства. У ВВС НОАК хватает и современных самолётов. Заслуженному МиГ-19 отводится примерно та же роль, что и старым "кукурузникам" в Карабахе, с той разницей, что J-6 в десятки раз быстрее и мощнее, а возможности китайцев в области цифровых технологий неизмеримо выше, чем у Азербайджана.
Читайте ещё: Тайваньский гамбит. Китай как никогда близок к захвату мятежной территории. США грозят военным ответом
Как сообщают военные инсайдеры Поднебесной, сегодня КНР модернизировала около 30 "МиГов" и более сотни находятся в процессе. Честно говоря, представить себе "рой" даже из нескольких десятков восьмитонных сверхзвуковых истребителей как-то жутковато, а их на складах Поднебесной тысячи. Как утверждают военные эксперты, если Китай прибегнет к тактике, удачно использованной в Карабахе, только с возможностями и технологиями НОАК, противовоздушная оборона Тайваня перестанет существовать в считанные минуты.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!